Новости

Исследование: 2/3 смертей у людей с высоким весом вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями

Подчеркивая роль ожирения в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, Клинический консенсус ESC 2024 года выступает за разработку комплексных стратегий, направленных на борьбу с глобальной эпидемией ожирения с помощью профилактических и коррекционных мер.

Клинический консенсус ESC по ожирению и сердечно-сосудистым заболеваниям, представленный на конгрессе ESC в этом году, обобщает современные данные об эпидемиологии и этиологии ожирения; взаимосвязи между ожирением, сердечно-сосудистыми факторами риска и сердечными заболеваниями; клиническом ведении пациентов с сердечными заболеваниями и ожирением; стратегиях снижения веса, включая изменение образа жизни, интервенционные процедуры и препараты против ожирения с особым акцентом на их влияние на кардиометаболический риск и сердечные исходы.

За последние четыре десятилетия распространенность ожирения в мире увеличилась более чем в два раза, и в настоящее время им страдает более миллиарда человек. Ожирение не только признано состоянием повышенного риска, которое причинно связано со многими хроническими заболеваниями, но и объявлено самостоятельным заболеванием, приводящим к ухудшению качества жизни и сокращению ее продолжительности.

«Примечательно, что 67,5% смертей, связанных с высоким индексом массы тела (ИМТ), обусловлены сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). Несмотря на все более очевидную связь между ожирением и широким спектром проявлений ССЗ, включая атеросклеротическую болезнь, сердечную недостаточность, тромбоэмболические заболевания, аритмии и внезапную сердечную смерть, ожирение недостаточно признается и неоптимально учитывается по сравнению с другими модифицируемыми факторами сердечно-сосудистого риска», — говорит профессор Эмелин Ван Краененброк, сопредседатель консенсусного заявления, Университетская клиника Антверпена, Бельгия.

«Цель данного консенсуса — повысить осведомленность об ожирении как об одном из основных факторов риска и предоставить рекомендации по внедрению научно обоснованных методов его профилактики и оптимального управления в контексте первичной и вторичной профилактики ССЗ», — добавила профессор Ева Прескотт, автор-составитель, Больница Биспебьерг Фредериксберг, Университет Копенгагена, Дания.

Хотя ожирение негативно влияет на различные органы и является фактором риска развития нескольких хронических заболеваний, в Консенсусном заявлении подчеркивается, что ожирение не только способствует возникновению известных факторов риска ССЗ, но и оказывает прямое негативное влияние на структуру и функцию сердца и приводит к развитию ССЗ — как атеросклеротических, так и неатеросклеротических , — независимо от других факторов риска ССЗ. В Консенсусном заявлении подчеркивается, что на индивидуальное развитие ожирения влияют как генетические, так и биологические факторы, однако всемирная эпидемия ожирения в значительной степени обусловлена экологическими и социальными факторами.

В нем также отмечается, что люди с одинаковым ИМТ могут иметь разный кардиометаболический риск. Для уточнения стратификации кардиометаболического риска, помимо ИМТ, полезны и другие показатели абдоминальной жировой ткани, включая окружность талии, отношение объема талии к росту и отношение объема талии к бедрам. Ожирение и диабет второго типа тесно взаимосвязаны. Около 80–85% людей с таким диабетом имеют избыточный вес или ожирение. И наоборот, вероятность его развития у людей с ожирением почти в три раза выше, чем у людей с нормальным весом (20% против 7,3% соответственно).

У пациентов с установленным диабетом второго типа мероприятия по снижению веса на гликемическом контроле показали положительный эффект,  включая ремиссию до недиабетического состояния. Что касается гипертонии, то считается, что высокий ИМТ ответственен за 78% риска развития гипертонии у мужчин и 65% риска у женщин в возрасте 20–49 лет. Связь между ожирением и различными видами ССЗ, включая фибрилляцию предсердий, атеросклеротические ССЗ, сердечную недостаточность, аритмию, венозную тромбоэмболию и заболевания клапанов, обсуждается в Консенсусном заявлении.

Ожирение можно как предотвратить, так и лечить. Комплексное лечение ожирения основано на мультидисциплинарных подходах, включающих поведенческие вмешательства, питание, физическую активность, фармакологическую терапию и, при необходимости, эндоскопические процедуры и бариатрическую хирургию.

«Несмотря на широкий спектр доступных вариантов лечения, в последние десятилетия, особенно среди кардиологов, лечению ожирения уделялось значительно меньше внимания, чем другим модифицируемым факторам риска, — говорит профессор Константинос Коскинас, сопредседатель Консенсуса, Бернский университет, Швейцария. — В последнее время появились новые препараты для борьбы с ожирением, как дополнительные возможности для выраженного снижения веса с доказанным эффектом на исходы ССЗ».

Значительная часть Консенсусного заявления посвящена как нефармакологическим, так и фармакологическим методам лечения ожирения. Среди ключевых моментов, касающихся диетических вмешательств, можно выделить то, что они обычно направлены на дефицит энергии в 500–750 ккал в день, однако при этом необходима корректировка с учетом индивидуальной массы тела и активности.

Хотя снижение веса в пределах 5–10% может быть достигнуто с помощью различных диетологических и мультидисциплинарных подходов, ключевым вопросом является поддержание эффекта. Мероприятия по повышению физической активности обычно оказывают влияние на снижение веса и важны для и поддержания снижения веса и уменьшения общего риска ССЗ.

Что касается препаратов для лечения ожирения, в заявлении подчеркивается, что орлистат и бупропион/налтрексон следует использовать с осторожностью в качестве препаратов для снижения веса, особенно у пациентов с ССЗ, учитывая их влияние на массу тела, недостаточные данные о безопасности при данных заболеваниях и опасения относительно потенциального долгосрочного риска ССЗ. В докладе подчеркивается, что агонисты глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1) эффективны для снижения веса и уменьшения факторов риска сердечно сосудистых заболеваний.

«GLP1-RA эффективны для снижения веса и уменьшения факторов риска сердечно сосудистых заболеваний; в настоящее время единственной схемой приема препарата с доказанным эффектом у пациентов с установленным ССЗ без диабета второго типа является семаглутид 2,4 мг/неделю, — говорит профессор Ван Краененброк. — Эффект лечения ограничен продолжительностью терапии. Долгосрочные эффекты и поддержание эффективности препаратов для снижения веса требуют дальнейшего изучения».

По словам авторов, глобальная проблема ожирения вряд ли будет решена только медицинскими, жизненными или другими мерами, направленными на отдельных людей. Эпидемия избыточного веса и ожирения, от которой в настоящее время страдает более 60% населения Европы, является результатом изменений в обществе и образе жизни и может быть устранена с помощью эффективной политики общественного здравоохранения.

«Пассивность правительств в то время, как эпидемия ожирения развивалась на протяжении десятилетий, достаточно заметна. Индивидуальное лечение ожирения у пациентов с ССЗ может быть экономически эффективным в некоторых случаях, но в настоящее время оно остается недоступным для большинства пациентов из-за затрат, как индивидуальных, так и общественных», — говорят авторы.

Практикующие врачи, в том числе кардиологи, своей активностью в профилактике и лечении ожирения могут внести вклад в борьбу с ожирением различными способами и на разных уровнях, как они делали это на протяжении десятилетий в отношении других факторов риска данных заболеваний ССЗ.

Они должны постоянно рассказывать о риске ССЗ, связанном с ожирением, и подчеркивать важность ведения здорового образа жизни для поддержания здоровой массы тела на протяжении всей жизни. Что касается пациентов с ожирением, кардиологи и смежные медицинские работники должны оценить изменение парадигмы в сторону комбинированных стратегий лечения ожирения как хронического заболевания.

Медикаментозное лечение — если оно применимо и поддерживается на местном уровне — должно использоваться в качестве дополнительного, а не замещающего варианта лечения; в этом случае долгосрочная приверженность здоровому образу жизни остается критически важной для усиления и поддержания благоприятных эффектов от лекарств.

Ранее исследование выявило критическую роль гена SH2B1 в развитии ожирения через его влияние на функции мозга и регуляцию энергии, что открывает многообещающий терапевтический потенциал для лечения ожирения без побочных эффектов современных лекарств, таких как Ozempic. Это открытие может проложить путь к инновационным методам лечения метаболических заболеваний с меньшими побочными эффектами.