Новости

Исследование: отношения детей и родителей портятся не из-за гаджетов

Использование технологий находится на пике популярности, и понимание того, как это влияет на повседневную жизнь, имеет решающее значение. Когда речь заходит о взаимодействии родителей и детей, ученые придумали термин «техноференция», означающий вмешательство технологий. Это происходит, когда взаимодействие и общение между родителями и детьми прерывается из-за использования цифровых устройств.

Но является ли отвлечение, вызванное цифровыми устройствами, более пагубным для взаимодействия родителей и детей, чем когда внимание родителей ослаблено по другим причинам? Исследователи из Швейцарии выяснили, влияет ли техноференция на общение родителей и детей больше, чем нецифровые отвлекающие факторы, и пришли к выводу, что виноваты сами факторы, а не их источник.

«В этом исследовании мы показали, что качество и количество коммуникации родителей и детей ухудшается, когда родители отвлекаются, по сравнению с тем, когда родители не отвлекаются, — говорит профессор Невена Димитрова, научный сотрудник Университета прикладных наук и искусств Западной Швейцарии и главный автор исследования, опубликованного в журнале Frontiers in Child and Adolescent Psychiatry. — Это не зависело от того, отвлекался ли родитель на цифровые или нецифровые действия». Уже установлено негативное влияние того, что родители, находясь рядом с детьми, отвлекаются на телефоны. Но гораздо меньше известно, связано ли это с тем, что родитель пользуется телефоном, или с тем, что он отвлекается в целом.

Чтобы восполнить этот пробел, команда ученых поставила перед 50 парами родитель — ребенок, в которых детям было в среднем 22 месяца, задачу играть вместе в течение 10 минут. Пары участников были разделены на три группы.

В первой группе игра не прерывалась. Во второй после пяти минут игры родителям давали опросник для заполнения на бумаге, а в третьей группе, также через пять минут, родителям давали задание заполнить тот же опросник с помощью планшета. Родителей, заполнивших анкету, просили продолжить взаимодействие с детьми.

Исследователи обнаружили, что родители, заполнявшие анкету, были менее чувствительны к коммуникативным сигналам детей, а дети демонстрировали более низкий уровень социальной вовлеченности по отношению к своим родителям.

Однако техника не влияла на взаимодействие родителей и детей более негативно, чем нецифровые отвлекающие факторы. Напротив, все отвлекающие факторы, независимо от того, были ли они вызваны экранами или ручкой и бумагой, оказывали негативное влияние на родителей, детей и пары.

«Мы интерпретируем этот вывод, который был для нас не менее неожиданным, как возможность для маленьких детей привыкнуть к тому, что их родители пользуются экранами, поскольку экраны вездесущи в наши дни», — говорит Димитрова.

Независимо от полученных результатов, исследователи подчеркнули, что взаимодействие родителей и детей является наиболее эффективным, когда родители не отвлекаются. Это может быть особенно важно для родителей, которым трудно сблизиться со своими детьми.

По словам исследователей, в средствах массовой информации обсуждаются в основном тревожные сообщения о рисках, связанных с использованием экрана. Однако исследования не подтверждают тезис о том, что использование экранов детьми или в их присутствии исключительно вредно. Например, в предыдущих исследованиях было показано положительное влияние цифровых устройств на психологическое развитие детей.

«Это исследование показывает, насколько важно опираться на научные данные, а не на общественное мнение по поводу использования экранов. Мы видим, что не экраны как таковые негативно влияют на качество взаимодействия родителей и детей, — заключила Димитрова. — Напротив, негативное влияние оказывает тот факт, что родитель не полностью вовлечен в общение».

Однако ученые также отметили, что на основании одного исследования трудно делать окончательные выводы об использовании гаджетов. Отчасти это связано с тем, что повседневное взаимодействие родителей и детей отличается от экспериментальной установки.

Например, не всегда можно полностью воспроизвести то, как родители используют телефоны, находясь рядом со своими детьми. Необходимы исследования в естественных условиях, которые могут привести к другим результатам, отмечают ученые.

При этом другое исследование дает представление о том, как переход от традиционных печатных СМИ к экранам для чтения влияет на восприятие мозгом печатного контента. Оно показало, что чтение с бумажных носителей вызывает большую активность в частях мозга, связанных с вниманием и когнитивной активностью, по сравнению с чтением с экрана, предполагая, что печатный текст в большей степени обусловливает сосредоточение внимания у детей.