Новости

Оказывается, не экранный, а печатный текст повышает когнитивную вовлеченность детей

В эпоху цифровых технологий переход от традиционных печатных СМИ к экранам для чтения происходит почти повсеместно, затрагивая даже маленьких детей. Недавнее исследование, опубликованное в PLOS One, дает представление о том, как эта тенденция влияет на восприятие мозгом печатного контента. Оно показало, что чтение с бумажных носителей вызывает большую активность в частях мозга, связанных с вниманием и когнитивной активностью, по сравнению с чтением с экрана, предполагая, что печатный текст в большей степени обусловливает сосредоточение внимания у детей.

Согласно предыдущим исследованиям, чтение с экрана может быть связано с более низким уровнем понимания и запоминания по сравнению с чтением печатных материалов. Это явление, часто называемое эффектом «экранной неполноценности», было отмечено в различных возрастных группах, но его нейробиологические основы, особенно у детей, остаются недостаточно изученными.

Учитывая растущее внедрение цифровых медиа в образовательную среду, где учебники и бумажные материалы для чтения заменяются планшетами и компьютерами, группа исследователей, связанных с Израильским технологическим институтом, стремилась лучше понять специфические паттерны мозговой активности, связанные с чтением в цифровом и печатном виде у юных читателей. Для этого они использовали электроэнцефалографию (ЭЭГ), которая позволяет записывать электрическую активность в мозге с помощью электродов, размещенных на коже головы.

В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от шести до восьми лет. Этот возраст, как известно, является решающим этапом развития когнитивных навыков, а также навыков чтения. Участники были отобраны таким образом, чтобы представлять типичное развитие без известных неврологических проблем или нарушений развития.

Каждый ребенок участвовал в сеансе чтения, в ходе которого ему предлагались два различных условия: чтение с бумаги и чтение с экрана. Каждое из них включало в себя чтение соответствующих возрасту текстов с последующими вопросами на понимание. При этом вопросы позволяли как активно вовлечь детей в работу с текстом, так и оценить, насколько хорошо они поняли материал в каждом из условий.

Когда дети читали с бумажного носителя, ЭЭГ демонстрировала более высокую спектральную активность в высокочастотных диапазонах, в частности в бета- и гамма-диапазонах. Эти частоты обычно ассоциируются с большей когнитивной активностью и вниманием. Это говорит о том, что чтение с бумаги потенциально способствует более высокому уровню когнитивного фокуса и умственной активности.

Результаты ЭЭГ, полученные при чтении с экрана, показали более высокую спектральную активность в более низких частотных диапазонах, особенно в альфа- и тета-диапазонах. Они часто связаны с менее сфокусированными состояниями внимания, такими как мечтательность или рассеянность. Кроме того, при чтении с экрана наблюдалось более высокое соотношение тета/бета по сравнению с чтением с бумажных носителей. Это соотношение обычно интерпретируется как маркер когнитивной нагрузки, предполагается, что детям сложнее удерживать внимание и обрабатывать информацию при чтении с экрана.

Исследователи также изучили корреляцию между данными ЭЭГ и результатами детей в стандартных тестах на внимание. Они обнаружили значительную отрицательную корреляцию между соотношением тета/бета во время чтения с экрана и точностью выполнения задания Sky-Search — теста, измеряющего зрительное внимание и сосредоточенность на задаче. Более высокие показатели соотношения тета/бета были связаны с более низкими результатами выполнения этого задания, что еще больше подтверждает идею о том, что чтение с экрана может создавать большую когнитивную нагрузку, затрудняя концентрацию и эффективное выполнение поставленной задачи.

Более того, наблюдалась положительная корреляция между соотношением тета/бета и временем, затраченным на точное выполнение заданий при чтении с экрана. Это говорит о том, что чтение с экрана не только влияет на способность детей сосредоточиться, но и на эффективность обработки и восприятия информации, вероятно, из-за повышенных когнитивных усилий.

В совокупности полученные результаты представляют собой доказательства в поддержку предположения о том, что чтение с экрана может оказывать на детей большую когнитивную нагрузку, снижая их способность концентрироваться и обрабатывать информацию так же эффективно, как при чтении с бумажных носителей.

Однако небольшой размер выборки и специфический возрастной диапазон участников могут ограничить универсальность результатов. В будущих исследованиях стоит расширить возрастной диапазон и включить большее количество участников, чтобы получить более широкое представление о нейронном воздействии различных средств чтения. Также необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы выяснить, как эти результаты могут варьироваться в зависимости от типа текстов и при различных условиях чтения, например в интерактивных цифровых форматах.

Согласно исследованию, проведенному учеными из Университета Калифорнии в Беркли, несмотря на впечатляющие возможности ИИ в создании текстов и изображений, он не обладает способностью к инновациям, присущей человеческому интеллекту. В исследовании участвовали как дети, так и взрослые, был охвачен широкий спектр когнитивных способностей. Результаты показали, например, что дети способны давать ответы на те вопросы, на которые модели ИИ не ответят.