Ученые выявили, что у подростков и молодых людей с проблемами поведения наблюдается сниженная активность отделов мозга, отвечающих за эмпатию и социальное обучение, а у молодых людей с эмоционально черствым характером снижено внимание и обработка мимических сигналов из-за малой активности другого отдела мозга.
Автор исследования Кэтрин Берлути и ее коллеги систематизировали данные существующих научных исследований об особенностях нейронных реакций молодых людей с поведенческими проблемами и эмоционально черствой реакцией на картинки с изображением эмоций. Они хотели изучить нейронные реакции на картинки с изображением негативных чувств, таких как страх, гнев и эмпатическая боль.
Ученые изучили 21 исследование, в которых использовалась функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ) для выявления чувственных реакций молодых людей с поведенческими проблемами на эмоционально заряженные изображения. Выбранные исследования охватили 606 участников с поведенческими проблемами и деструктивным расстройством поведения. Для сравнительного анализа были включены еще 459 молодых людей без этих состояний. Средний возраст участников варьировался от 11 до 18 лет.
Анализ данных ФМРТ показал, что у молодых людей с поведенческими проблемами при просмотре картинок с сердитыми лицами наблюдалась сниженная активность в левой дополнительной моторной области и верхней лобной извилине. Кроме того, замечена сниженная активность правой миндалины при просмотре изображений, вызывающих негативные эмоции, и картинок с эмоцией страха на лице. У эмоционально черствых молодых людей наблюдалась сниженная активность в левой веретенообразной извилине, верхней теменной извилине и средней височной извилине головного мозга при просмотре выражений страха на лице.
Авторы исследования отметили, что эти отделы мозга неразрывно связаны с эмпатией и социальным обучением. Наблюдаемое снижение активности мозга эмоционально черствых участников свидетельствует о снижении концентрации внимания или замедленной обработке мимических сигналов. Результаты исследования подчеркивают, как различия в обработке социально-аффективных сигналов отделами головного мозга могут влиять на отсутствие эмпатического реагирования, а также повышенного риска агрессии вследствие эмоциональной черствости характера.
Другие ученые заинтересовались проблемой растущей тревожности у детей подросткового возраста и выяснили, что возможная причина кроется в родителях, которые слишком сильно их опекают. Оказалось, что тревожные и беспомощные дети вырастают у слишком хороших родителей.