Есть масса вещей, о которых инвестор должен позаботиться, прежде чем вложиться в технологический стартап. Поверить в рассказы предприимчивых бизнесменов легко, сложнее внимательно изучить их проект и вовремя заметить, что с ним что-то не так. Исследователи из Университета ИТМО в своем блоге на «Хабрахабре» разбирают кейсы с провалившимися стартапами и объясняют, чего им не хватило для успеха и почему инвесторы и участники краудфандинговых кампаний потеряли деньги.
Luci
Проект Luci обещал подарить пользователям осознанные сновидения. Авторы проекта разработали похожий на эластичную ленту гаджет, который нужно надевать на голову. Устройство со встроенным сенсором и наушниками должно было отслеживать фазы быстрого сна и посылать спящему аудиосигнал. По словам разработчиков, это позволило бы пользователю понять, что он находится внутри сна, но не разбудило бы его.
В создание гаджета вложились более 2500 пользователей Kickstarter. За несколько дней до завершения кампании проект неожиданно прекратил сбор средств и вернул пользователям деньги. Создатели Luci заявили, что нашли инвестора и не нуждаются в краудфандинге. Гаджет так и не поступил в продажу. В ИТМО считают, что проект с самого начала казался сомнительным.
елена гаврилова
директор Бизнес-инкубатора Университета ИТМО
«В настоящий момент нам все еще не хватает информации для правильной интерпретации нейросигналов, т.е. улавливать сигналы головного мозга наука уже научилась, но правильно интерпретировать их – пока нет. Аналогично, большинство подобных устройств основано на восприятии отдельных нейрофизиологических параметров (скорость движения глаз, вегетативные функции и т.д.) и интерпретацию их с точки зрения психологии, что не всегда корректно».
Theranos
Элизабет Холмс создала Theranos: биотехнологическую компанию, которая обещала на основании небольшого объема крови обеспечить клиентам до 240 различных анализов (в том числе на наличие онкологии) по рекордно низкой цене. Проект был оценен в $9 млрд и привлек $400 млн инвестиций. Позднее выяснилось, что никаких инновационных разработок в патентах Theranos не было, а часть анализов производилась на чужом оборудовании. Реальная стоимость компании снизилась до $800 млн, и теперь Theranos ежегодно тратит на юристов $10 млн. В Forbes считают, что к концу 2017 года компания может стать банкротом.
елена гаврилова
директор Бизнес-инкубатора Университета ИТМО
«Сегодня многие стартапы пытаются создать технологию неинвазивного глюкометра, который мог бы облегчить наблюдение за своим здоровьем больным сахарным диабетом (одна из главных причин смертности в мире). Одной из основных проблем для таких разработок является их низкая эффективность по сравнению с «классическим» анализом крови, а для такого «классического» анализа требуется определенный объем этой самой крови и так – для каждого заболевания.
Поэтому в этой разработке меня бы смутили 2 факта: заявление о возможности провести 240 различных анализов «всего из одной капли крови» и отсутствие подтвержденной (временем и количеством пациентов) надежности данной технологии».
Гаврилова считает, что инвесторам, которые потеряли свои деньги, помогли бы знания о методах, технологиях и оборудовании для медицинской диагностики. Кроме того, им не помешало бы лучше ориентироваться в сфере интеллектуальной собственности и ее защиты (для проведения патентного поиска и ознакомления с содержанием патентов Theranos).
«Умная кружка» Vessyl
Создатели Vessyl обещали, что кружка будет распознавать содержимое и измерять калорийность напитка, а также количество кофеина, сахара и белков. Результаты пользователи якобы смогли бы увидеть в своем смартфоне. Предполагалось, что девайс будет продаваться за $199. Проект получил $3,5 млн инвестиций, но так и не поступил в продажу. Сейчас на Amazon продается его младший брат Prime Vessyl, но пользователи сообщают, что девайс не справляется с заявленными задачами и может только измерять количество воды.
«Проблема в том, что таких технологий пока не существует. Кроме того, вопрос надежности подобных оценок также все еще открыт. В-третьих, сомнительна низкая стоимость продукта с подобной технологией (цена [одного лишь] надежного фитнес-трекера составляет $70-100)», — объясняет Гаврилова. По мнению экспертов ИТМО, от вложений в оказавшийся провальным гаджет инвесторов могли бы спасти знания в таких сферах, как нанотехнологии, наноматериалы и микроэлектроника.
Супер-кольцо BioRing
Обещания создателей кольца BioRing были еще более смелыми. Гаджет должен был отслеживать буквально все показатели: от длительности и качества сна до количества потребленных калорий и пульса. Компания собрала $450 тыс. и получила маркетинговую поддержку.
В итоге проект провалился с треском: выяснилось, что никаких разработок за ним не стояло. Продажи продукта так и не начались. Сейчас на странице Indiegogo представлена страница поддержки для тех, кто поддержал проект и потерял свои деньги.
елена гаврилова
директор Бизнес-инкубатора Университета ИТМО
«В этом проекте вопросов еще больше – из-за отсутствия прототипа, в частности. Именно поэтому в Бизнес-инкубаторе Университета ИТМО мы работаем только с проектами, имеющими готовую технологию или первую версию продукта. По аналогии с предыдущими продуктами, возникает масса вопросов, связанных с технологией оценки калорий и уровня глюкозы (неинвазивно)».
О том, как нужно общаться с инвесторами и почему лучше не преувеличивать заслуги проекта, читайте в материале Inc.