Александр Дюма — титан французской литературы, чье имя знакомо каждому. Его перу принадлежат бессмертные произведения, такие как «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо». За свою жизнь он создал невероятное количество работ: 257 романов, мемуаров и рассказов, а также 25 пьес. Его продуктивность поражала воображение современников и продолжает удивлять нас сегодня.

Издатели печатали его произведения миллионными тиражами. В период с 1870 по 1894 год было выпущено три миллиона книг и восемь миллионов серийных романов под его именем. Корабли, груженные его последними работами, пересекали Атлантику. Европа на протяжении полувека относилась к нему как к литературному королю. Его читали от Каира до Москвы и от Стамбула до Чандигарха.
При этом Дюма жил на широкую ногу. Он заработал состояние в десять миллионов, а потратил двадцать. Роскошные вечеринки, путешествия, изысканные вина, толпы друзей и поклонников, заполнявшие его замок, — все это было частью его жизни. Он дрался на дуэлях, строил баррикады и раздавал пенсии из собственного кармана. Возникает резонный вопрос: как один человек мог совмещать такую бурную жизнь с написанием нового произведения практически каждую неделю?
Секрет его феноменальной производительности долгое время оставался предметом споров и домыслов. Многие считали его гением, способным творить без сна и отдыха. Другие подозревали наличие некоего секрета, который он тщательно оберегал. Истина, как это часто бывает, оказалась где-то посередине и была одновременно проще и сложнее, чем можно было предположить.
Ключ к разгадке кроется не в сверхспособностях, а в уникальной организации труда. Александр Дюма был не просто писателем, но и блестящим менеджером, создавшим настоящую литературную фабрику. Он не работал в одиночку. На него трудилась целая команда из 52 ассистентов, которые помогали ему в создании его шедевров.
Самым важным из его помощников был Огюст-Жюль Маке. Именно в соавторстве с ним были написаны 19 романов, включая самые знаменитые — всю трилогию о мушкетерах и «Графа Монте-Кристо». Маке был талантливым исследователем и черновым автором, но его самостоятельные произведения критики считают неоригинальными, с плоскими персонажами и предсказуемыми сюжетами. Ничто из написанного им без Дюма не пережило своего создателя.
Дюма разработал и отточил трехступенчатый процесс. Сначала он создавал подробный план-концепцию будущего произведения. Затем этот план передавался ассистенту, чаще всего Маке, который проводил исторические изыскания и писал первый черновик. После этого рукопись возвращалась к Дюма, и начинался финальный, самый важный этап.
Именно на этом этапе Дюма превращал черновой материал в захватывающий бестселлер. Он вдыхал в текст жизнь, добавлял динамику, глубину, юмор и напряжение. Он оттачивал диалоги, делал персонажей яркими и запоминающимися, превращая добротный, но безжизненный черновик в произведение искусства. Он понимал, что магия творится не на этапе написания первого варианта, а в начале — при создании идеи, и в конце — при полировке материала.
Этот подход, который можно назвать «машиной Маке», выглядит удивительно актуальным в нашу эпоху. Сегодня роль ассистентов, создающих черновики, могут выполнять генеративные нейросети. Они способны за секунды предоставить качественную основу, «работу уровня Маке», которую человек-редактор затем сможет довести до совершенства.
Таким образом, модель Дюма становится образцом для сотрудничества человека и искусственного интеллекта. Мы можем делегировать трудоемкую часть работы машинам, а сами сосредоточиться на самом главном: на создании концепции и творческой доработке, вкладывая в текст свой уникальный стиль и видение.