С начала года Федеральной налоговой службе передали администрирование страховых взносов (раньше этим занимался Пенсионный фонд). Однако при передаче данных в ФНС пришла только часть данных о налогах, которые уплатили ИП и юрлица до 2017 года. Из-за этого тысячам предпринимателей доначислили платежи по соцвзносам. Как поступить тем, кто оказался в такой ситуации, рассказывает The Bell.
В сентябре об этой проблеме главе ФНС сообщил уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов. Налоговики (а также Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования) не раскрывают масштабов проблемы. По данным источника издания в одном из ведомств, речь идет о тысячах обращений. Всего в России зарегистрировано более 4,6 млн юрлиц и более 3,7 млн ИП.
Ежемесячно в центральные офисы «Опоры России» и «Деловой России» приходят десятки жалоб на эту проблему. Каждый раз речь идет об ошибочной задолженности как минимум в 50—100 тыс. рублей. На время разбирательств работа многих ИП останавливается.
Каков порядок действий?
Если предпринимателю ошибочно предъявили задолженность ФНС (а его обязательства перед ПФР и ФСС исполнены), то ему стоит написать заявление в налоговую по месту учета, советует The Bell. ФНС составит запрос, который вместе с заявлениям направят в Управление ФНС по региону. В УФНС должны за три рабочих дня запросить информацию в региональном отделении Пенсионного фонда или Фонда соцстрахования. У ФСС и ПФР будет 20 дней на сверку данных (за это время они должны решить, нужно ли корректировать информацию о платежах).
Если у ПФР и ФСС не будет разногласий, то налоговики должны за неделю скорректировать информацию в своих базах данных. В таком случае вся переписка должна занять не больше одного месяца.
Один из предпринимателей, столкнувшихся с несуществующими долгами, рассказал The Bell, что долг у него списали с личных счетов в Сбербанке и «Тинькофф банке», а не со счета ИП. Несколько источников издания рассказали, что их счета заморозили целиком, посколько размер претензий ФНС оказался больше остатков на счетах.
А если несуществующие долги уже списали?
В таком случае предпринимателям нужно написать заявление в Пенсионный фонд или Фонд социального страхования и потребовать вернуть средства. За два рабочих дня фонд должен запросить информацию у УФНС по региону, а еще за три рабочих дня УФНС должно сообщить фонду данные о платежах. Затем фонд должен за два дня сверить информацию и принять решение о корректировке.
Если корректировка нужна, то фонд должен сообщить об этом в УФНС и предпринимателю, а налоговики — за 7 дней внести изменения в свои базы данных. Еще два дня уйдет на то, чтобы УФНС передала информацию в отделение ПФР или ФСС. Затем ПФР или ФСС за один день должен принять решение о возврате средств и направить его в УФНС. После этого три дня уйдет на то, чтобы УФНС направила заявку о возврате средств в орган Федерального казначейства.
Однако в письмах ФНС, ПФР и ФСС от 4 и 13 октября не сказано, в какие сроки необходимо вернуть средства, отмечает издание. По словам собеседников The Bell, предпринимателям не всегда удается решить эту проблему.
Иногда ФНС, Пенсионный фонд или ФСС начинают перенаправлять предпринимателей друг к другу. Часто Пенсионный фонд предлагает бумажную справку, в которой говорится, что за бизнесменом нет задолженности, а налоговики ее не принимают. Издание советует настаивать на том, чтобы ведомства вступали в переписку друг с другом.
Есть новость? Присылайте на news@incrussia.ru