Ученые из Гарварда поделились секретом, как получать обратную связь без критики
Всем бывает страшно узнать, что другие (особенно если это люди, которых вы уважаете) думают о вас как профессионале. Что можно сделать на практике, чтобы без опасений запрашивать обратную связь на свою работу и приходить к консенсусу с разными людьми? Достаточно заменить слово «мнение» на «совет».
Вот что на эту тему говорит психолог, автор бестселлера «Влияние: Психология убеждения» Роберт Чалдини: «Обычно мы спрашиваем мнение. „Можете ли вы поделиться своим мнением“. Это ошибка: когда вы спрашиваете мнение, вы получаете критику. Исследование показывает, что вместо того чтобы запрашивать обратную связь, попросите совета <…> Когда вы просите совета, люди не только более лояльно относятся к вашей идее, но и делают более конструктивный вклад в вашу работу, потому что они хотят, чтобы вы добились успеха».
Исследователи Гарвардской школы бизнеса провели серию экспериментов и обнаружили: люди, у которых спрашивали совета, предлагали на 34% больше областей улучшения (areas of improvement — так называют навыки, качества или способности, которые можно развивать) и на 56% больше способов этого достичь по сравнению с теми, у кого спрашивали их мнение.
Почему? Как утверждает Чалдини, когда вы просите совета, человек «делает полшага к вам». Он сотрудничает с вами и пытается помочь. В этот момент вы команда.
Прежде чем спрашивать чье-то мнение, поставьте себя на место этого человека. Когда вас просят поделиться мнением, на самом деле вас просят оценить что-то. В этой роли может быть некомфортно, особенно когда вам не очень нравится то, о чем нужно высказаться.
А что вы чувствуете, когда у вас просят совета? Это приятно. Вряд ли к вам обратились бы, если бы не считали вас умным, профессиональным и опытным. Все сценарии развития событий при просьбе совета выгодны для вас. При наилучшем раскладе вам помогут, при среднем — дадут обратную связь и поделятся парой идей, при худшем — собеседник почувствует себя хорошо.