Обозреватель Inc.com Элисон Грин ответила на вопросы о самых разных рабочих и управленческих проблемах — от того, как справиться с начальником-микроменеджером, до того, как поговорить с кем-то из вашей команды о дурном запахе. Один из читателей рассказал, что работает в компании уже пять лет. Шесть месяцев назад его повысили, но никого не взяли на его прежнюю должность. Некоторые обязанности остались, но некоторые были переданы другим работникам, в том числе сотруднику службы поддержки по имени Робин.
Проблема, с которой столкнулся читатель, заключается в том, что коллеги просят его сделать либо то, что было передано Робин, либо то, что могли бы сделать сами. В первом случае бодрое «Вообще-то это теперь одна из обязанностей Робин!» иногда срабатывает, но в других случаях люди начинают отнекиваться, говоря: «О, я думал, раз это относится к области X, а не к области Y, ты все равно можешь это сделать». «При этом руководство всегда оказывает в таких случаях поддержку, но есть ли способ донести свою точку зрения более категорично?» — спрашивает читатель.
Он отмечает, что те, кто просят о том, с чем могли бы легко справиться сами, начинают нервничать. Его собственный руководитель однажды заметил, что согласие помочь только подкрепит мнение, что эти просьбы уместны, когда это не так.
Элисон Грин считает, что руководитель прав: когда вы уступаете и помогаете людям с задачами, которые не входят в ваши обязанности, вы сводите на нет свои попытки прекратить эти просьбы, напрямую демонстрируя, что по-прежнему готовы выполнять эти задачи. Чтобы сослуживцы поняли, что это больше не ваша обязанность, следует показать им это своими действиями.
«Но похоже, что вы еще не сделали этого, потому что вам трудно найти формулировку, которая не будет казаться вам грубой, — говорит эксперт. — Определитесь с фразами, которые вы готовы произнести, и подготовьте их, чтобы в нужный момент не растеряться и не сдаться».
Когда вы пытаетесь отправить людей к Робин, а они в ответ говорят: «Я думал, ты сможешь это сделать, так как это X, а не Y», — вы можете сказать: «Нет, это Робин! Она сможет вам помочь». Скажите это весело и бодро.
Если кто-то продолжает настаивать, вы можете сделать слегка растерянный вид и сказать: «Я действительно не могу, но Робин точно сможет вам помочь». Если такое происходит часто, стоит выяснить, не обращаются ли люди к вам, а не к Робин, потому что она не очень хорошо справляется с этими заданиями. Если это так, то решение все равно не в том, чтобы вы брали их на себя. Однако стоит обратить на это внимание менеджера Робин, чтобы тот смог понять, нужно ли Робин пройти дополнительное обучение или как-то иначе решить эту проблему.
Когда коллеги просят вас сделать то, что они должны делать сами, есть несколько способов справиться с этим. Вы можете быть заняты чем-то другим: «У меня сейчас дедлайн, поэтому я не могу помочь, извините!» «Однако я не люблю этот вариант, потому что он подразумевает, что вы бы сделали это, если бы не были заняты, тогда как на самом деле вы хотите сказать, что это не ваша работа», — отмечает Грин.
Вы можете четко объяснить ситуацию: «Теперь, когда я сосредоточился на X, я больше не делаю Y. Извините, что не могу помочь!» Или же вы можете заручиться авторитетом руководства: «Лили хочет, чтобы люди сами справлялись с подобными просьбами, чтобы я мог сосредоточиться на X». Теоретически вам не нужно ссылаться на Лили, достаточно просто объяснить, что это больше не входит в ваши обязанности. Тем не менее это может стать способом смягчить сообщение, особенно если вы имеете дело с человеком, который, как вам кажется, в противном случае будет сопротивляться.
Иногда в подобной ситуации вам попадается руководитель, который на словах говорит о том, что вам не нужно выполнять свои прежние обязанности, но на деле не поддерживает вас, когда вы отвечаете отказом. «Но в данном случае, похоже, руководитель занимает иную позицию», — рассуждает эксперт.
Психически сильные люди обладают способностью контролировать свои эмоции, мысли и поведение даже перед лицом неудач. Это может быть непросто. Так считает Скотт Мотц — популярный спикер, тренер и преподаватель LinkedIn Learning. Он назвал девять фраз, которые психологически сильные люди никогда не используют, и рассказал о том, что говорить вместо этого.