Новости

Нейробиологи объяснили, как становиться умнее каждый день

Чтобы стать эрудированным, нужно много читать и проходить образовательные курсы. Но даже самых, казалось бы, образованных людей не всегда можно назвать умными. Почему так и что делать, чтобы не просто держать в голове тысячи фактов и дат, но и быть действительно умным, видеть взаимосвязи и объединять их в широкий контекст?

Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла, интеллект можно разделить на кристаллизовавшийся и подвижный, пишет Inc.com. Первый отвечает за усвоенные и накопленные знания, в том числе факты и цифры. Людей с развитой формой такого интеллекта принято считать образованными.

Подвижный интеллект помогает изучать и сохранять новую информацию, отвечает за способность к обучению, абстрактному мышлению и распознаванию связей и закономерностей. Такой интеллект можно назвать прикладным. Как же его улучшить?

В исследовании 2007 года, опубликованном в журнале Behavioral and Brain Sciences, учёные оценили влияние игр для тренировки мозга на подвижный интеллект. После того как участники играли в тетрис в течение нескольких недель, активность и толщина коры их головного мозга увеличились. Оба признака свидетельствуют о росте числа нейронных связей.

Однако уже после первых недель толщина и активность коры мозга начали уменьшаться, в конечном итоге вернувшись к показателям до исследования, даже несмотря на то что уровень навыков участников оставался высоким. Мозг стал настолько эффективным при игре в тетрис, что в усиленных нейронных связях больше не было необходимости.

Независимо от того, сколько работы потребовалось для изучения новой информации или приобретения новых навыков, эти усилия не помогают развить подвижный интеллект, но улучшают кристаллизовавшийся. При достижении определённого уровня комфорта, мозгу больше не нужно так усердно работать. Что делать?

Как только вы освоили игру, процесс или навык, переходите к чему-то новому. На работе. Дома. Везде. Просто продолжайте бросать себе вызов. Вы не только получите постоянный поток новой информации, но ещё и мозг будет оставаться «наполненным» и создавать нейронные связи, облегчая дальнейшее обучение.

Чем больше вы знаете, тем эффективнее и легче используете силу ассоциативного обучения — процесса соотнесения нового с уже известным — через распознавание взаимосвязи между, казалось бы, несвязанными вещами.

Чем больше вы узнаете, тем с большей вероятностью сможете связать «старые» знания с новыми. Тогда вам понадобится только изучить различия или нюансы. Вы сможете применять более широкий контекст (он, кстати, помогает с хранением и извлечением информации из долговременной памяти) к новой информации, которую изучаете.