В декабре прошлого года Высшая школа экономики (вместе с Федерацией компьютерного спорта) запустила курс обучения менеджеров по киберспорту. Индустрии нужны профессионалы, способные управлять киберспортивными организациями и спортивными командами. О том, как устроена работа управленцев в сфере киберспорта, рассказывает TJ.
Издание пообщалось с несколькими менеджерами. Управлением в киберспорте занимаются специалисты с разным опытом, однако их объединяет интерес к отрасли. Спортивный директор российской организации Team Empire Александр Соломонов больше 15 лет занимается киберспортом. В 2003 году он увлекся стратегией Warcraft III: The Frozen Throne и начал следить за первыми киберспортивными турнирами. Он обнаружил, что ему интереснее организовывать соревнования, чем играть. Через несколько лет управления любительскими командами ему предложили место командного менеджера российской сборной по Warcraft.
Главному менеджеру российского клуба ROX Адаляту Мамедову 22 года. До 18 лет он хотел стать профессиональным игроком в League of Legends, однако родители не позволили ему стать киберспортсменом. Вместе с работой в ROX Мамедов совмещает учебу в МГУ и чтение лекций по биоинженерии.
Многие специалисты приходят в киберспорт из других профессий. Это может быть маркетинг, юриспруденция, финансы или классический спорт. Когда они разбираются в устройстве индустрии, их опыт позволяет им добиться успеха. При этом работа менеджера в киберспорте не всегда отнимает много времени, что позволяет менеджерам параллельно вести другие проекты. В топовых компаниях зарплата киберспортивного менеджера составляет 85—120 тысяч рублей, а минимальный порог — 28 тысяч. Иногда команды отдают менеджерам часть призовых с турниров.
Менеджерам киберспортивных команд часто приходится решать проблемы качества подготовки спортсменов: при удаленных тренировках игроки отвлекаются на бытовые дела, плохо спят и питаются, жалуется бывший менеджер российской киберспортивной организации M19 Андрей Полещук. Поэтому перед важными турнирами игроки приезжают в тренировочные дома, где менеджер вместе с тренером выстраивают график спортсменов. Менеджеру приходится следить за игроками, а также отвечать за поставки еды.
Дом для подготовки организации ROX находится в Московской области. Это пятиэтажное здание, в котором на время сезона по League of Legends живут спортсмены, тренер, аналитик, менеджер, домработницы (иногда к ним присоединяются психолог и массажист). Три месяца содержания этого дома обходятся ROX в 2 млн рублей. Иногда клубы покупают собственные коттеджи. Например, так сделал российский клуб Vega Squadron.
Одним из самых важных вопросов для менеджера при подготовке тренировочного дома становится подключение к интернету: если у команды оборвется соединение во время матча, то ей засчитают техническое поражение. А менеджера могут уволить (так произошло в команде Virtus.Pro, которая в феврале прошлого года получила техническое поражение в матче против клуба Effect). Чтобы решить эту проблему, менеджеры организуют подключение тренировочного дома сразу к двум провайдерам. Мамедов из ROX рассказывает, что в августе 2017 года хакеры начали атаку против его команды. Однако, когда на кону стоит 10—20 млн рублей, находятся те, кому может быть это выгодно.
Менеджеры команды становятся опорой для игроков, считает Соломонов из Team Empire. Он должен решать логистические и организационные вопросы, а также помогать игрокам решить проблемы в команде или наладить их режим дня. Однако генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин уверен, что внутренними проблемами должны заниматься психологи и тренеры.
Киберспортивные программы существуют в 28 американских университетах. А отдельные курсы по менеджменту в киберспорте есть в Великобритании, Китае и Южной Корее. При этом первый масштабный курс по менеджменту в киберспорте начнется в Британии лишь в сентябре 2018 года. Для иностранцев стоимость обучения составит 11,1 тысячи фунтов.
Российские киберспортивные менеджеры признают, что на отечественном рынке не хватает кадров. Поэтому в декабре прошлого года Федерация компьютерного спорта (ФКС) России запустила курс «управление киберспортом». По словам председателя правления ФКС Эмина Антоняна, выпускники этого курса ВШЭ смогут занимать любые менеджерские и управленческие позиции в киберспортивных проектах. Полугодовая программа стоит 200 тысяч рублей. Новый набор на курс начнется весной 2018 года.
Иногда менеджеру приходится решать самые разные задачи и даже выполнять задачи разнорабочего, рассказывает Адалят Мамедов из ROX. Он отмечает, что для работы в индустрии менеджер должен хорошо владеть английским языком. А дополнительно ему может помочь знание корейского, немецкого и турецкого языков.
По мнению аналитика инвестиционного банка Cowen Дуга Кройца, в ближайшем будущем киберспорт ждет медленный рост. Однако в долгосрочной перспективе киберспорт станет новым каналом поступления доходов для индустрии видеоигр.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!