Журнал

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнёров и 10 млн руб. Что было дальше?

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнеров и 10 млн рублей. Что было дальше?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Новости

«Легально работающий бизнес хочет одного: четких правил». Как вернуть на улицы ларьки, не вернув 90-е

Фото: iStock

В начале февраля заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов заявил, что Минпромторг собирается вернуть на улицы российских городов ларьки и палатки. Во вторник «Известия» опубликовали интервью с главой ведомства Денисом Мантуровым — министр пообещал, что работа с уличными торговцами будет строиться цивилизованно — не как в 90-х, с которыми ассоциируются палатки и ларьки. Inc. выяснил, что нужно сделать, чтобы торговля на улицах принесла пользу бизнесу и горожанам.


По словам Мантурова, все предложения Минпромторга «сводятся к тому, чтобы обеспечить стабильность работы малого и среднего бизнеса». Министр заявил, что власти должны гарантировать предпринимателю получение места, если тот захочет торговать на улице. Инвестиции в реализацию инициативы он оценил в 220 млрд рублей.

Уличная торговля действительно ассоциируется с 90-ми — тогда места распределялись хаотично, а закон постоянно нарушался, объяснил в беседе с Inc. глава комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли Торгово-промышленной палаты Москвы Михаил Мандалян. Однако сейчас власти и бизнес могут построить работу по-другому. «Мы всегда говорили: давайте сядем за круглый стол с бизнесом и горожанами и все обсудим, приведем все к общему знаменателю. Малый формат должен развиваться в Москве — это фундамент экономики. Это не только создание рабочих мест, это и здоровая конкуренция, что важнее всего. Кроме того, если речь идет о мегаполисах, где бешеный ритм жизни, повсеместная торговля товарами первой необходимости необходима. Это было востребовано», — объясняет он.

По словам Мандаляна, первым шагом должно стать обсуждение правил, по которым будет вестись уличная торговля, с бизнесом. Кроме того, необходимо доработать законодательство и сделать нормы актуальными. В частности, позволить предпринимателям заключать договоры с властями на несколько лет.


михаил мандалян

глава комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли Торгово-промышленной палаты

«В России уличных торговцев иногда называют „временщиками“ — сегодня этот киоск есть, а завтра его нет. Но их тоже нужно защищать законодательно. А легально работающий бизнес хочет одного: четких, ясных правил. Например, договор с властями не на год, а на пять лет, чтобы предприниматели могли строить бизнес-планы. Нужно создать фундамент для их работы — в первую очередь это нужно жителям города».

В 90-е бизнес пытался выжить, а сейчас, несмотря на сложности, такой задачи нет, считает заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин. «Сейчас есть возможность обстоятельно подойти к организации уличной торговли и Мантуров это подтвердил. В приоритете — законность, удобство для горожан, конкуренция. На федеральном уровне давно говорят, что необходимо развивать малый бизнес. Но пока стимулов недостаточно — регуляторная нагрузка растет, и если крупный бизнес пока справляется, то малому сложнее», — рассказал он Inc. 


владимир ионкин

заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин

«Инициатива по возвращению малых форматов на улицы полезна, она может помочь малому бизнесу — главное, чтобы она не утонула в бюрократии субъектов. В регионах могут начать разрабатывать правила размещения, стандартизировать вид этих палаток и павильонов. Важно, чтобы это выглядело органично, но не было накладно для бизнеса.

Естественно, может помочь заключение договоров на больший срок. Предприниматель вкладывает свои деньги, а инвестиции обычно не окупаются в первый год. Устойчивость бизнеса во многом зависит от горизонта планирования, договор сроком на один год — это просто неприемлемо».

По данным Минпромторга, сегодня в России крупные торговые сети занимают 30-40% рынка и торговых площадей на 1000 человек — это в два раза меньше, чем во многих европейских странах. Ларьки и киоски, несмотря на попытки урегулирования, остаются востребованными, поэтому ведомство разработало законопроект о нестационарной и мобильной торговле. В Госдуму его внесли в конце 2018 года. 

Борьба с ларьками началась в Москве в 2010 году, когда мэр города Сергей Собянин подписал распоряжение о наведении порядка в сфере уличной торговли. Павильоны, которые, по мнению властей, были возведены незаконно, снесли. Со многими уличными торговцами власти отказались продлевать договор. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews