Количество нелегальных сайтов с книгами, фильмами и музыкой в первом полугодии 2023 года выросло на 20% год к году. Официальные онлайн-кинотеатры связывают рост пиратства с уходом иностранных правообладателей. Книжные сервисы полагают, что увеличение пиратских продуктов спровоцировало то, что они поздно присоединились к антипиратскому меморандуму.
По данным информационно-аналитического агентства TelecomDaily, россияне стали чаще пользоваться легальными онлайн-кинотеатрами, сообщает «Коммерсант». Представители Kion считают рост количества пиратских сайтов одной из острейших проблем в стриминге. В Wink пояснили, что рост пиратства спровоцировал уход с российского рынка западных правообладателей.
Приложения с пиратским контентом стали скачивать на 300–400% чаще. В сентябре Роскомнадзор сообщил, что всего в 2023 году были заблокированы и удалены 1,3 млн нелегально размещенных ссылок, нарушающих авторские права. Ведомство включило представителей книжной и музыкальной индустрии в антипиратский меморандум.
Пока книжная отрасль ждала включения в меморандум, в Telegram выросло количество каналов с цифровыми копиями новых книг, права на которые не могут получить российские издательства. Издательства пожаловались на то, что из-за недостаточного контроля за площадками проблема нелегальной книжной продукции возникла на маркетплейсах.
Директор по развитию веб-кинотеатра Chill Жан Просянов отметил, что меморандум не может полностью уничтожить пиратский рынок, но делает все для того, чтобы усложнить доступ пользователей к подобным сайтам. Кроме того, нелегальный контент начал появляться на официальных сайтах, что осложняет борьбу с пиратством.
Так, RuTube не удаляет фильмы и сериалы западных правообладателей. Представители платформы сказали, что они не могут удалить контент, загруженный пользователем, без обращения правообладателя.
Уход зарубежных компаний с российского рынка стал дополнительным стимулом для развития российских платформ. С начала 2023 года видеосервисы заработали на продаже прав почти 9 млрд руб. — лидером в этом сегменте стал more.tv. Выручка онлайн-кинотеатров от продажи прав на фильмы и сериалы собственного производства по итогам первого полугодия выросла более чем в 1,5 раза год к году.