Более 80% российских компаний готовы продать активы. Инвесторы не готовы их покупать
Отказаться от части активов готовы 84% собственников бизнеса в России, и большинства из них — представители малого и среднего бизнеса. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование «Барометр уверенности компаний» аудиторско-консалтинговой группы EY.
Из этих 84% треть (33%) готовы продать экономически неэффективные активы, а половины (51%) — активы, которые связаны с «риском прекращения деятельности». При этом главной угрозой бизнесу предприниматели считают геополитическую напряженность. Также тревогу вызывают изменение торговой политики, волатильность валютного курса и цифровая трансформация.
«Кризис ослабил позиции компаний малого и среднего бизнеса, которые страдают от введенных в отношении России ограничений, а также от нестабильности и ужесточения требований регуляторов. При этом государство не оказывает им такую поддержку, как крупному бизнесу», — объясняют авторы исследования.
Компании готовы расставаться с активами, но инвесторы не спешат их покупать. «Основная активность рынка связана с продажей малого и среднего бизнеса, и на данный момент предложение превышает спрос: только 32% опрошенных планируют приобретения», — отметил партнер EY, руководитель практики консультационных услуг по сделкам в СНГ Алексей Иванов.
Аналитики указывают, что суммы и число сделок по приобретению иностранными инвесторами российских компаний сократились. По данным Thomson Reuters, приобретение российских активов иностранными инвесторами снизилось на 15% в количественном и на 11% в стоимостном выражении. Эксперты EY считают, что дело в избытке предложения на рынке и сложностях при оценке инвестиционной привлекательности активов.
Июньское исследование компании Deloitte подтверждает, что российский бизнес стал меньше верить в свои перспективы. Число позитивно настроенных по поводу будущего компаний финансовых директоров в 2018 году упала с 53% до 36%.