Новости

Малый бизнес стал чаще пользоваться краудфандингом, но увеличил задолженность перед инвесторами

Фото: iStock

Рынок краудфандинга в России вырос, но малый и средний бизнес, обеспечивший ему рост, все чаще не платит инвесторам. Доля просроченной задолженности за год увеличилась в полтора раза, до 14,6%.


По данным ЦБ, объем российского рынка краудфандинга по итогам 2018 года превысил 15,2 млрд руб., то есть вырос на 34% по сравнению с 2017 годом. Объем средств, который компании получили на инвестиционных площадках, вырос на 36%, до 14,6 млрд руб. При этом 96% всех собранных средств пришлось на малый и средний бизнес.

Под краудфандингом ЦБ понимает привлечение инвестиций компаниями, индивидуальными предпринимателями или гражданами с использованием онлайн-платформ. Определение включает в себя краудлендинг (P2P — гражданами граждан, P2B — гражданами бизнеса и B2B — займы бизнес бизнесу), краудинвестинг (финансирование с помощью продажи долей и акций) и сектор rewards (финансирование в обмен на нефинансовое вознаграждение).

Рост рынка повлек за собой ухудшение качества займов, пишет «Коммерсантъ». В 2017 году доля просроченной задолженности составляла 9,6%, а в 2016-м — 4,7%. в 2018 году она выросла до 14,6% — краудфандинговые площадки все чаще сталкиваются с ростом неплатежей по займам.

В ЦБ считают, что причина в развитии площадок и сегмента в целом, и негативной тенденции в этом нет. «Многие платформы открыли новые виды займов, например, займы на исполнение контрактов, а они более рискованные», — соглашается глава платформы Penenza.ru Дмитрий Пангин. Гендиректор StartTrack Константин Шабалин подтверждает, что причина в появлении большого числа «новичков». 

Накануне представители краудфандинговой платформы Planeta сообщили Inc., что более 4,5 тыс. завершенных и 579 активных крауд-кампаний за 7 лет существования сайта собрали 1 млрд рублей. В 2018 году было собрано 194 млн руб., а успешными стали 889 проектов из 2985.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews