• Usd 68.89
  • Eur 78.52

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

«Сейчас легко испытывать страх или гнев. Сложнее —  благодарить за то, что есть». Андрей Дороничев (Google) — о том, как управлять собой во время турбулентности

«Сейчас легко испытывать страх или гнев. Сложнее — благодарить за то, что есть». Андрей Дороничев (Google) — о том, как управлять собой во время турбулентности

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Стартап вскладчину. Что происходит в мире традиционного краудфандинга?

Стартап вскладчину. Что происходит в мире традиционного краудфандинга?
Иллюстрация: Катя Дорохина

Традиционные краудфандинговые платформы (в отличие от краудинвестинговых) позволяют предпринимателям привлекать финансирование и не делиться с инвесторами долей в проекте, отдавая вместо этого собственный продукт. Мировой рынок краудфандинга стабилизировался: объем собранных средств и кампаний падает, но вероятность успешно собрать средства не снижается. Россияне тоже научились пользоваться платформами, уверяют игроки рынка, — однако инструменты народного финансирования редко используют стартапы. Кому нужен краудфандинг, как изменится отрасль в связи с принятием нового закона и внедрением блокчейна — в обзоре Inc.


Российский рынок краудфандинга насытился спонсорами — но шансы проектов на успех не становятся ниже


На главной краудфандинговой платформе в мире — Kickstarter — в 2018 году упал общий объем вложений (с $659 млн до $607 млн) и вложений в успешные проекты (с $606 млн до $564 млн), а также уменьшилось количество кампаний (с 53 тыс. до 44,5 тыс.). При этом число успешных проектов упало незначительно — всего на 4% (с 19,5 тыс. до 19 тыс.). Такая динамика показывает, что рынок краудфандинга достиг зрелости, считают в консалтинговой компании ICO Partners.

Об этом же говорит статистика российских платформ: в 2018 году авторы, разместившие свои проекты на Planeta.ru, собрали около 194 млн руб. Суммарный объем средств почти не изменился по сравнению с прошлым годом (тогда они собрали 184 млн руб.). Число запущенных проектов тоже изменилось незначительно: с 3,062 тыс. в 2017 году до 2,985 тыс. в 2018-м. Более заметно упал средний чек спонсоров: с 1,4 тыс. руб. до 1,2 тыс. руб.

По словам CEO платформы Фёдора Мурачковского, люди постепенно поняли, что такое краудфандинг и как им пользоваться. А снижение среднего чека может быть обусловлено снижением реальных доходов населения и спроса на товары не первой необходимости: «В этом смысле мы лакмусовая бумажка уровня благосостояния общества. Когда мы станем жить лучше, оборот в краудфандинге точно вырастет».

Глава Boomstarter (основного конкурента Planeta.ru на российском рынке краудфандинга) Мария Докшина тоже говорит, что аудитория её платформы достигла пиковых показателей: «Я не уверена, что дальше скачки будут такие же, как раньше» (до 2017 года объем краудфандинговых сборов в России рос на 200% ежегодно. — Inc.). Причем продвижением ситуацию не изменить — новые спонсоры на краудфандинговых платформах появляются в основном через сарафанное радио.


Дуополия в российском краудфандинге

Крупнейшие краудфандинговые платформы в России — Planeta.ru и Boomstarter. Они появились в 2012 году, развивались параллельно, и, по словам Марии Докшиной, аудитория сама определила их фокус. Специфика проектов на них различается: первую больше жалуют культурные и некоммерческие проекты, а вторая заточена под бизнес, в том числе стартапы, которые тестируют спрос на свои продукты посредством краудфандинга.


Платформы беспокоит качество проектов — улучшая их, они привлекают авторов и зарабатывают деньги


«Атлас новых профессий» обещает, что ещё до 2020 года в России появится профессия менеджера краудфандинговой платформы. Но у краудфандинговых платформ уже есть менеджеры, а вот в будущем должна появиться профессия крауд-продюсера, который участвует в продвижении проектов. В конце января Planeta.ru начала собирать деньги на создание онлайн-курса для крауд-продюсеров из регионов. В компании объясняют, что идея возникла в связи с выросшим спросом на участие платформы в продвижении проектов.

Boomstarter и Planeta.ru предлагают платную услугу продюсирования: менеджер-продюсер прикрепляется к проекту и помогает автору дорабатывать его. Запрос на крауд-продюсирование сформировался благодаря смене общественного отношения к народному финансированию, объясняют в Planeta.ru: «Если 5 лет назад многие думали, что достаточно просто оформить проект на площадке и деньги соберутся сами, то сейчас авторы реже запускают проекты в надежде на чудо и осознают, что успех проекта во многом зависит от продвижения».

Докшина говорит, что Boomstarter сделает упор на улучшении качества проектов в этом году. Платформа зарабатывает в основном на упаковке: помогает создавать контент и продвигать его в соцсетях, а также заказывает рекламу у лидеров мнений. Авторы решают, на какой платформе продвигать проект, исходя из собственных предположений, где им вероятнее собрать нужную сумму. Поэтому «сообщество — это главное», объясняет она.

Статистика российских платформ

Planeta.ru, 2017


1,4

тыс. руб. — средний чек.


3062

проекта.


33%

успешных.

Planeta.ru, 2018


1,2

тыс. руб. — средний чек.


2985

проектов.


30%

успешны.х

Boomstarter, 2017


1,6

тыс. руб. — средний чек.


947

проектов.


33%

успешных.

Boomstarter, 2018


2

тыс. руб. — средний чек.


787

проектов.


49%

успешных.

Источники: Planeta.ru, Boomstarter


Большие шансы на успешный сбор — у инновационных, социально направленных, дизайнерских и игровых проектов


Краудфандинговые платформы собирают лучшую аудиторию, считает глава Boomstarter: это люди с высшим образованием и свободными деньгами, их интересуют инновации и социальный фокус проектов. Она делает такой вывод, исходя из результатов сборов: «Хорошо собирают технологические и социально направленные проекты, а также проекты из категории масс-маркет».

Судя по статистике платформы, высокие шансы на успех — у дизайнерских и игровых проектов. Это подтверждают данные Kickstarter, где игры выросли год к году на 16%, а дизайн и технологии упали на 3% и 42% соответственно. Стабильнее прочих на Kickstarter выступают проекты, собирающие небольшие суммы (до $10 тыс.). На Planeta.ru большинство бизнес-проектов связаны с едой — в компании объясняют, что это «одна из самых простых и понятных для вовлечения бэкера тем».

Среди успешных проектов Planeta.ru в 2018 году настольная игра «74» от Международного Мемориала, посвященная советской истории (собрала 571 тыс. руб., что в 7,7 раз больше заявленной суммы), и съедобные ложки — в их создание спонсоры вложили более 200 тыс. руб. На Boomstarter успешно собрали 469 тыс. руб. на создание женских киберкостюмов для глубоководных исследований и 47 тыс. руб. на систему контроля бодрствования водителей за рулём.

На главной краудфандинговой платформе в мире — Kickstarter — в 2018 году упали основные показатели:

объем вложений в успешные проекты

Общий объем вложений

количество кампаний

Источник: ICO Partners

Что нравится спонсировать людям:

игры

дизайн

еда

социальный бизнес

технологии


Источник: данные краудфандинговых платформ


Позиции краудфандинга окрепнут, если государство и крупный бизнес проявят больше внимания к рынку


Активность потенциальных спонсоров и эффективность сборов вырастут, когда государство и корпорации станут более серьезно относиться к краудфандингу, считает Докшина.

Для крупного бизнеса участие в краудфандинге проектов с социальной направленностью — возможность для пиара. Проекты на Boomstarter, к примеру, поддерживали МТС, Nokia и Unilever. Государственные органы тоже могут принимать участие в проектах — и таким образом лучше отслеживать боли населения. Докшина размышляет о чём-то вроде цифровой демократии на основе краудфандинга: «Мне кажется, это хорошая система для демократического государства — смотреть, за что люди голосуют рублем, и вкладываться в это направление».

Ведомства и госкомпании делают первые шаги: проекты на Boomstarter софинансировали Департамент культуры Москвы и ВЭБ. Докшина мечтает о том, чтобы тенденция стала всеобъемлющей, — но пока до этого далеко: «К сожалению, всё не быстро, в переговорах, — тем не менее, я вижу в этом будущее». Пока же власти интересует больше регулирование отрасли, чем её субсидирование.


В 2019 году будет принят закон, который ограничит инвестиционные вложения граждан. Но что изменится в традиционном краудфандинге — пока неясно


Госдума в весенней сессии рассмотрит закон о регулировании краудфандинговых платформ. Парламентарии хотят запретить гражданам, не обладающим статусом квалифицированных инвесторов, вкладывать в крауд-проекты более 600 тыс. руб. в год. Ранее планировалось ограничить также вложения в один проект 100 тыс. руб., но, по словам главы комитета Госдумы по финансовым рискам Анатолия Аксакова (одного из авторов законопроекта), от этой идеи уже отказались.

Повлияет ли законопроект на традиционный краудфандинг — с уверенностью сказать сложно. Но вряд ли он будет ограничивать размер инвестиций в социальные и благотворительные проекты — по крайней мере, об этом Аксаков также говорил в конце декабря.

В обсуждении законопроекта участвуют представители обеих крупнейших российских платформ; они также входят в рабочую группу по регулированию краудфандинга при ЦБ. Мария Докшина обращает внимание на разницу в понятиях «краудфандинг», «краудинвестинг» и «краудлендинг». Отличительная особенность краудфандинга (в английском: reward-based crowdfunding) в том, что пользователь получает продукт или услугу за свой взнос. Краудинвестинг подразумевает сделку купли/продажи доли в капитале компании (именно эта схема реализована в механизме ICO, распространенном в криптоиндустрии). Краудлендинг — это взаимное кредитование физлицами и организациями без участия банка.

Глава Boomstarter уверена, что власти не решатся ограничивать вложения в краудфандинг, — он подразумевает не инвестицию в капитал компании, а покупку товара или услуги: «В краудинвестинге хотят вводить ограничения, но в краудфандинге это не может быть реализовано, на мой взгляд. Человек имеет право покупать продукт за любую цену, может прийти в магазин и купить платье за сотни тысяч».

Юристу Planeta.ru Алексею Чеснокову сценарий с законодательным ограничением вложений в традиционный краудфандинг тоже кажется маловероятным: «Во-первых, крупные сделки в традиционном краудфандинге заключаются не часто. Следовательно, риск большого количества обманутых вкладчиков практически равен нулю. Во-вторых, любое реальное ограничение подразумевает соответствующее администрирование. Это затраты для бюджета». Сочетание малых рисков с необходимостью нести дополнительные затраты делают традиционный краудфандинг неподходящим для законодательного регулирования с помощью ограничений, резюмирует Чесноков.

Окончательное решение по этому вопросу власти еще не приняли.

Примеры успешных проектов на Boomstarter и Planeta.ru:

Planeta.ru


571

тыс. руб. (в 7,7 раз больше заявленной суммы) — на настольную игру «74» от Международного Мемориала, посвященную советской истории.


200

тыс. руб. — на съедобные ложки.

Boomstarter


469

тыс. руб. (в 7,7 раз больше заявленной суммы) — на киберкостюмы для девушек, предназначенные для глубоководных исследований.


47

тыс. руб. — на систему контроля бодрствования, которая не даст водителям заснуть за рулём.

Источники: Planeta.ru, Boomstarter


Блокчейн внедряют в краудфандинг, чтобы отслеживать, на что идут деньги спонсоров. Но регионы не готовы переходить с фиата на крипту


В 1 квартале 2019 года депутаты собираются зарегулировать и криптоиндустрию. Лидеры российского рынка народного финансирования по-разному относятся к мировой тенденции слияния двух миров. С большим воодушевлением — Boomstarter, чья платформа Boomstarter.Network, где пользователи будут вкладывать в проекты криптовалюты, запустится в феврале.

Докшина обещает, что благодаря блокчейну транзакции станут быстрее и надежнее (в случае трансграничных переводов фиатных валют процесс затрудняют проверки банков и платежных систем), пользователи обезопасят себя от товаров-подделок, а в будущем спонсоры смогут отследить, как автор распоряжается их деньгами. Платформа также предоставит опцию майнить криптовалюту: для этого пользователю достаточно просто открыть определенную вкладку и таким образом предоставить в аренду мощности своего устройства.

В Planeta.ru к идее внедрения криптовалют относятся с опасением и предпочитают не рисковать: вероятно, пользователи из регионов (как авторы проектов, так и спонсоры) не готовы выходить из фиата в массовом порядке. Криптовалюты в России пока еще остаются сомнительными активами из-за отсутствия регулирования. Boomstarter.Network будет работать из Сингапура, где криптовалюты официально разрешены.