Новости

Профессора Стэнфордской школы бизнеса дали 5 советов, как шутить на работе, чтобы стать лучшим руководителем

Исследования показывают, что смех действительно продлевает жизнь, а непринуждённая атмосфера и шутки в команде влияют на вовлечённость сотрудников и мотивацию. Несмотря на это, многие руководители избегают проявлений чувства юмора, боясь показаться несерьёзными. В своей книге «Humour, Seriously» преподавательницы Стэнфордской высшей школы бизнеса Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас дали 5 советов, как надо и не надо шутить на работе, чтобы улучшить атмосферу в команде.

Одно из самых масштабных исследований, доказывающих, что смех действительно может продлить жизнь, было проведено в Норвегии. На протяжении 15 лет учёные наблюдали за 50 тыс. человек и в итоге пришли к выводу, что люди с чувством юмора в среднем живут на 8 лет дольше.

Другие исследования показывают, что смех может помочь и в работе ― руководители с чувством юмора на 27% успешнее мотивируют своих сотрудников, а сами работники на 15% успешнее вовлекаются в работу, если ими руководит начальник с чувством юмора, отмечают Аакер и Багдонас.

Однако далеко не все шутки помогут сохранить позитивную атмосферу в команде. Аакер и Багдонас дали 5 советов, как использовать чувство юмора правильно.

1. Не пытайтесь быть смешным

Нет ничего более деструктивного, чем циничный юмор Майкла Скотта (один из главных героев сериала «Офис»). Не пытайтесь устроить в офисе персональный стендап. Просто постарайтесь не пресекать естественные проявления юмора, которые свойственны любому человеку, советуют Аакер и Багдонас.

«Веселье ― это не то, что можно спустить сверху вниз. Лидер не должен диктовать условия культуры общения. Его задача ― показать, что юмор приветствуется в команде», ― говорит Багдонас.

2. Более явно покажите, что чувство юмора ― это часть вашей культуры

Постарайтесь не только подмечать отдельные шутки, но и установите контакт с участниками команды, которые научились эффективно использовать своё чувство юмора. Поощряйте их усилия, не бойтесь назначать их на руководящие позиции ― так вы ещё раз подтвердите, что дружелюбная атмосфера является одной из ценностей вашей компании, а также сможете получить эффект от влияния руководителей на своих подчинённых.

3. Не забывайте про свой статус и используйте правильный стиль юмора

В своей книге Аакер и Багдонас описывают четыре разных стиля юмора ― от непринуждённого и достаточно сдержанного до агрессивного и способного захватить всё внимание собеседника.

Далеко не все они одинаково хорошо работают в одних и тех же ситуациях. Багдонас подтверждает это на собственном примере: когда на старте своей карьеры она только начинала проводить семинары для руководителей, использование лёгких подколов позволило ей завоевать уважение аудитории. Теперь, когда она стала профессором и проводит занятия для студентов, этот стиль, напротив, способен уничтожить мотивацию студентов.

«Статус неразрывно связан с юмором, ― говорит Багдонас. ― Убедитесь, что стиль соответствует вашему текущему положению в обществе».

4. Считайте неудачные шутки возможностью для диалога

Последствия неудачной шутки могут быть очень серьёзными. Поэтому необходимо сразу же установить границы в команде и определить, над чем смеяться неуместно. «Юмор всегда зависит от контекста», ― говорит Аакер. В то же время она признаёт, что понимание того, что уместно в данном контексте, приходит с опытом, и далеко не всегда человек может избежать ошибки. Если вы понимаете, что шутка вызвала недопонимание, не бегите от ответственности и решите этот вопрос.

«Когда мы шутим, а кто-то говорит в ответ, что это не смешно или оскорбительно, очень легко сказать, что он просто не понял шутку или принимает всё слишком близко к сердцу. Вместо этого признайте, что шутка могла не удасться и обсудите разногласия», ― призывают авторы.

5. Будьте готовы извиниться

Но иногда просто обсуждений о границах допустимого недостаточно. Если ваша шутка действительно глубоко задела собеседника, будьте готовы искренне извиниться перед ним. «Действия руководителя, который сам не готов извиняться, могут привести к тому, что насмешки будут определять вашу корпоративную культуру», ― предупреждает Аакер.