Россия и несколько европейских стран предложили пересмотреть Конвенцию о дорожном движении 1968 года. Инициатива касается допуска на дороги общего пользования беспилотных автомобилей, пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы Экономического и социального совета (ЭСС) ООН.
Конвенция о дорожном движении, которая была принята в 1968 году в Вене, призвана стандартизировать правила дорожного движения на международном уровне. Сейчас в ней говорится, что контролировать движение транспортных средств может только человек, объяснил руководитель управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров.
Россия вместе с Бельгией, Люксембургом, Португалией, Францией, Финляндией, Швейцарией и Швецией предложили ввести в конвенцию понятие «автоматизированной системы вождения». Это программно-аппаратный комплекс, который фиксирует ситуацию на дороге, а также самостоятельно управляет транспортным средством и сигнализирует о манёврах.
Также предлагается внести пункт о том, что «автоматизированная система» может быть признана водителем, если транспортное средство соответствует техническим и эксплуатационным требованиям признавших поправки государств.
Секретариат ЭСС ООН должен разослать предложения по изменению документа в административные органы стран-участниц. На ответы и возражения дается 12 месяцев. Если количество возражающих не превысит треть, то генеральный секретарь конвенции информирует все страны о вступлении в силу этого решения через шесть месяцев.
Таким образом до вступления поправок в силу пройдёт не менее полутора-двух лет, поделились прогнозом в «Автонете» (одно из направлений платформы Национальной технологической инициативы).
Представитель «Автонет» рассказал изданию, что модификация конвенции — «это первый пункт дорожной карты, утверждённой правительством».
«Два года назад мы совместно с Минтрансом подготовили и внесли соответствующее предложение на площадке ООН. Нас тогда поддержала Франция и Швейцария, но в целом идея не была реализована немедленно — тогда коррекцию сочли преждевременной. Сейчас процесс возобновился, у самой идеи изменения конвенции сторонников больше, соответственно, шансы на успех выше», — добавил он.
В случае, если большинство участников конвенции не поддержат предложенные изменения, обойти её положения будет крайне сложно, отметили опрошенные изданием эксперты. «Россия либо соблюдает требования, общие для всех стран-участниц, либо выходит из договора», — сказал управляющий партнёр юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Для полноценного запуска беспилотных автомобилей России необходимо менять не только международные договорённости, но и национальное законодательство. В том числе пересмотреть ПДД, предусмотреть порядок получения прав на управление такими машинами и привлечения к ответственности за нарушение правил, объяснила изданию адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова.