Новости Эксклюзив

МАДИ нашел два отличия между электросамокатами и мопедами

Фото: iStock/FXQuadro

Эксперты Московского автодорожного института (МАДИ) по просьбе участников рынка кикшеринга провели экспертизу и пришли к выводу, что по правилам дорожного движения (ПДД) к электросамокатам нельзя предъявлять аналогичные мопедам требования. Этот конфликт длится с лета прошлого года, когда кикшеринг получил широкую популярность в стране. Операторы проката уже неоднократно просили внести в ПДД определение средств индивидуальной мобильности и прописать для них четкие параметры и правила.

В МАДИ проверили электросамокаты на соответствие требованиям, которые предъявляются к мопедам правилами дорожного движения (ПДД). Исследование, с копией которого ознакомился Inc. Russia, проведено на примере модели электросамоката Ninebot Kickscooter MAX G30. Его инициатором стал сервис аренды самокатов BusyFly. В результате экспертизы МАДИ пришел к заключению, что электросамокат не может считаться мопедом, так как, в отличие от последнего, не является механическим средством. Представители пресс-служб МАДИ и московского Дептранса не ответили на запрос Inc. вечером в среду.

МАДИ — ведущий институт, специализирующийся на проблемах, связанных с дорожным транспортом, правомочный проводить экспертизу. Именно в нем занимаются экспертной оценкой решений госорганов, связанных с дорожным движением. Экспертизой и оценкой электросамокатов занимался профессор кафедры «Автомобили», доктор технических наук Виталий Гаевский.

Использованное для экспертизы устройство — Ninebot Kickscooter MAX G30 — одна из основных моделей самокатов, которые закупают сервисы кикшеринга. По техническим характеристикам, она имеет электромотор с номинальной мощностью 350W. Сейчас, чтобы взять самокат в аренду в любом из представленных на российском рынке сервисов, водительские права не нужны. Однако, согласно ПДД, транспортные средства мощностью больше 250W являются мопедами, водить которые могут только обладатели прав категории «М». В рознице эта модель Ninebot может развивать скорость до 30 км/ч, но все шеринговые сервисы программно ограничивают мощность мотора до 250W, а скорость — до 25 км/ч.

Теоретические расчеты МАДИ показывают, что на поддержание постоянной скорости 25 км/ч средним пользователем, чей совокупный с самокатом вес около 100 кг, максимальная мощность не превышает 130W.

Помимо того, «основной функцией самоката, даже электрического, является движение при отталкивании ногой человека от поверхности дороги, — говорится в заключении. — Электропривод переводит самокат в гибридное средство индивидуальной мобильности, но является вспомогательным, так как в случае разрядки аккумуляторной батареи самокат не прекращает свое функционирование и может спокойно продолжить передвигаться дальше».

О том, что электросамокаты не могут считаться мопедами, со ссылкой на техрегламент Таможенного союза (ТР ТС) заявили и работающие в этом сегменте «Яндекс Go». «Компаниям выгодно, чтобы пользователь ехал медленно и безопасно, — объясняет представитель сервиса Urent. — Если не ограничивать скорость самоката, люди начинают ехать быстрее ради экономии, что сразу отражается на количестве аварий и испорченных устройств».

Российские законодатели рано или поздно примут разграничивающие самокаты и мопеды по скорости поправки в ПДД, ожидают все опрошенные участники. Впрочем, их неоднократные предложения внести изменения в правила пока так и не были учтены.

«Самокаты, или средства индивидуальной мобильности (СИМ), — частные и шеринговые — нуждаются в правой базе. Нужно понять, где можно и как именно могут ехать маломощные самокаты, где — мощные (это уже, скорее, мопеды), какая ответственность за нарушение этих правил», — объясняет представитель Whoosh.