При поддержке американского архитектора программного обеспечения и предпринимателя Джека Дорси компания Gridless открыла цех на месте потухшего вулкана недалеко от национального парка «Врата Ада» в Кении и теперь электрифицирует свои машины, используя солнечную энергию и энергию из близлежащего геотермального объекта.
Это одна из шести шахт, которыми управляет компания в Кении, Малави и Замбии, работающая на возобновляемых источниках энергии над более широкой миссией по обеспечению безопасности и децентрализации сети биткоинов.
«Большинство людей думают о биткоинах, о цене биткоинов и о том, как они могут сэкономить на них или, возможно, потратить их, — говорит генеральный директор Gridless Эрик Херсман. — Этого не произойдет, если майнеры биткоинов и мы не будем распределены по всему миру».
Децентрализация — ключевая особенность биткоина, поскольку она означает, что сеть не контролируется какой-либо организацией и не может быть закрыта — даже если правительство не одобрит это.
Биткоин и некоторые другие криптовалюты создаются посредством процесса, в ходе которого майнеры по всему миру используют мощные компьютеры, коллективно проверяющие трансакции и одновременно создающие новые токены. Этот процесс требует огромного количества электроэнергии, что заставляет майнеров искать ее самые дешевые источники.
Несмотря на то что существуют более дюжины публичных майнеров, тысячи более мелких частных операций также конкурируют за обработку трансакций и получение оплаты в новых биткоинах. Сюда входят отдельные майнеры в странах от Венесуэлы до Ливана, и это может быть одна майнинговая установка на кухне или несколько сотен тысяч таких майнеров в промышленном центре обработки данных.
Где бы ни осуществлялся майнинг биткоинов, это нестабильный бизнес, поскольку значительная часть экономики зависит от цены криптовалюты. Потеряв 60% своей стоимости в 2022 году, биткоин резко вернулся, достигнув рекордной отметки выше $73 тыс. в марте, а затем немного откатился в последние недели.
По мнению аналитиков, на долю США в настоящее время приходятся 40% добычи полезных ископаемых, на Россию – 20%, а на Китай – 15%. Латинская Америка, Африка и Ближний Восток привлекли внимание майнеров криптовалюты из-за более низких затрат на электроэнергию.
Херсман вырос в Кении и Судане, где его родители были лингвистами. Прежде чем заняться майнингом биткоинов, он и два его соучредителя, Филип Уолтон и Джанет Минги, потратили годы на создание инфраструктуры подключения к интернету в сельских и городских районах Африки.
В начале 2022 года они начали искать решения из-за проблемы разрыва между производством электроэнергии и мощностью, а также отсутствия доступа к электроэнергии в Африке. Они пришли к идее майнинга биткоинов, который потенциально мог бы решить большую проблему для разработчиков возобновляемых источников энергии, забрав их бесполезную энергию и распространив ее на другие части континента. В Африке 43% населения, или примерно 600 млн человек, не имеют доступа к электричеству.
В настоящее время в Gridless работают восемь штатных сотрудников и она управляет большей частью своих операций удаленно с помощью своего программного обеспечения.
«Врата Ада» — это глубокий и извилистый каньон, окруженный скалами, вулканами и густым кустарником, где обитают гепарды, зебры и жирафы. Территория покрыта пеплом, а из-под земли периодически вырываются шлейфы серного пара. Вулкан уничтожил часть местного племени масаи в середине 19-го века. Сейчас извержения закончились и вместо этого образовалась сложная лабиринтная система трубопроводов и вулканических пробок, которые включают в себя множество геотермальных электростанций.
Майнинг биткоинов с помощью вулканов не является чем-то новым. Исландия, Сальвадор и другие страны используют геотермальную энергию для добычи биткоинов. Чтобы условия работали для майнеров, предприятиям необходимо сочетание поддержки со стороны местных властей в виде дешевой и достаточной электроэнергии и некоторой инфраструктуры, сказал Ник Картер, партнер-основатель Castle Island Ventures, которая специализируется на инвестициях в блокчейн.
«Если у вас есть эти три ингредиента, это может сработать, но иногда это делает национальное государство или национальная государственная энергетическая компания», — сказал Картер. Он указал на Ближний Восток, который занимается добычей факельного газа, как пример участия в этом бизнесе игроков государственного уровня.
В Африке имеется около 10 ТВт солнечной энергии, 350 ГВт гидроэнергетики и еще 110 ГВт ветровой энергии. Часть этой возобновляемой энергии уже востребована, но большая часть все еще не используется, потому что создание специализированной инфраструктуры для ее использования обходится дорого. Даже имея 60% лучших солнечных ресурсов в мире, Африка располагает лишь 1% установленных солнечных фотоэлектрических мощностей.
Биткоин имеет плохую репутацию из-за количества потребляемой энергии, но он также может помочь разблокировать ее возобновляемые источники. Горнодобывающие компании по сути являются покупателями энергии, и совместное размещение с возобновляемыми источниками энергии создает финансовый стимул для поддержки производства.
«Как это часто бывает, днем или даже ночью у вас будет избыток энергии и некому эту энергию поглотить», — сказал Херсман. По его словам, 50-киловаттный контейнер для майнинга его компании может «забрать все лишнее в течение дня».
«В течение любой секунды или минуты мы поднимаемся и опускаемся на определенное количество работающих майнеров, — говорит Херсман. — Она может быть снижена до 50 киловатт, затем до 300 киловатт, затем до 200 киловатт, а затем до другого уровня — и это будет происходить весь день и всю ночь».
По данным Международного энергетического агентства, в сельских районах Африки, «где проживают более 80% людей, лишенных электроэнергии, мини-сети и автономные системы, в основном на солнечной энергии, являются наиболее жизнеспособными решениями».
Спрос со стороны майнеров биткойнов на эти полузаброшенные активы делает возобновляемые источники энергии в Африке экономически жизнеспособными. Поставщик электроэнергии получает выгоду от продажи энергии, которая ранее выбрасывалась, в то время как электростанции иногда снижают затраты для потребителя. На одной из пилотных площадок внедрения технологии Gridless в Кении гидроэлектростанция снизила цену на электроэнергию с 35 до 25 центов за кВтч.
Gridless утверждает, что ее объекты снабжают электроэнергией 1,2 тыс. домов в Замбии, 1,8 тыс. в Малави и 5 тыс. в Кении. Шахты компании также поставляют электроэнергию для контейнерных холодильных хранилищ местных фермеров, станций зарядки аккумуляторов для электрических мотоциклов и общественных точек Wi-Fi.
Личность Сатоши Накамото, изобретателя биткоинов под псевдонимом, остается загадкой, но есть информация, кем не является Сатоши. Лондонский судья Эдвард Меллоу постановил, что Крейг Райт не является Сатоши и что он не изобретал крупнейшую в мире криптовалюту. Он утверждает, что Райт не был автором знаменитого официального документа о биткоинах, который опубликован более 15 лет назад.