Девелоперы отдали предпочтение маленьким торговым центрам, а покупатели — большим
Московские девелоперы сконцентрировались на небольших районных торговых центрах, тогда как покупатели по-прежнему выбирают крупные объекты. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Knight Frank.
По данным компании, почти 85% торговых центров из 57 запланированных к вводу до 2020 года приходится на малые объекты районного масштаба. Для аренды в них доступны до 20 тыс. кв. м. Еще 9% объектов относятся к среднеформатным (20–40 тыс. кв. м), а остальные 6% — к крупным (свыше 40 тыс. кв. м).
Сокращение площадей отмечают также в Cushman & Wakefield и Colliers International. По оценке управляющего партнера Colliers International Николая Казанского средняя площадь введенного объекта сократилась на 40% с 2015 года.
Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева считает, что популярность малоформатных ТЦ у девелоперов объяснима активным развитием промзон и строительством новых жилых районов.
Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова говорит, что небольшие торговые центры более устойчивы к изменению рынка. «Небольшие площади быстро заполняются арендаторами, ежедневные покупки устойчивы в кризис», — объясняет она.
При этом покупатели по-прежнему предпочитают ходить в крупные торговые центры. По данным Watcom, показатель Shopping Index (отражает, в частности, посещаемость) для малых объектов за год упал на 8%, а для крупных — остался неизменным.