Новости

Малый бизнес оказался аутсайдером среди экспортеров. Герои Inc. дали советы тем, кто хочет продавать за рубеж

Фото: iStock

Согласно исследованию MAGRAM Market Research, результаты которого опубликовала в пятницу «Российская газета», лишь 8% российского малого и среднего бизнеса экспортирует свою продукцию. Среди причин — отсутствие спроса за рубежом и высокая конкуренция. Inc. узнал у предпринимателей, экспортирующих свою продукцию, с какими сложностями они столкнулись и что могут посоветовать тем, кто пока не вышел за пределы России.


В MAGRAM Market Research выяснили, что большинство предпринимателей (61%) связывают свой бизнес с местом его нахождения и их бизнес-модель не предполагает экспансии. По 8% опрошенных сказали, что на зарубежных рынках на их продукцию нет спроса, а характеристики их продуктов и услуг неконкурентоспособны там. Еще по 7% заявили, что на рынках других стран слишком высокая конкуренция и стандарты производства или оказания услуг там отличаются от российских.

Председатель комитета по экспорту «Опоры России» Павел Золотов в беседе с Inc. объяснил, что малый бизнес редко экспортирует продукцию по нескольким причинам, одна из которых — неопытность.


павел золотов

председатель комитета по экспорту «Опора России»

«Во-первых, у малого и среднего бизнеса зачастую нет средств производства, то есть попросту нет оборудования, на котором можно производить экспортный товар. Во-вторых, экспорт — это часть экономической и политической ситуации, его нельзя рассматривать отдельно от того, что происходит в стране и в отношениях с другими странами».

Третья причина, по мнению Золотова —некомпетентность многих предпринимателей. «Исторически мы мало занимались экспортом, особенно малый бизнес, поэтому у них мало опыта и его нужно приобретать, всему учиться», — говорит он.  Кроме того, существующие правила сопровождения экспорта, призванные поддержать производителей, на практике иногда работают не так, как должны: «Например, предприниматель имеет право на возврат НДС, но в реальности он может столкнуться с трудностями: налоговая может начать искать причины, чтобы не возвращать», — объясняет Золотов. 

Заняться экспортом стартапу действительно непросто, подтверждает директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев. Основанная в Перми компания поставляет роботов в несколько стран, в том числе в США.


олег кивокурцев

директор по развитию Promobot

«Первая сложность, которая может возникнуть, это незнание чужих норм: какие сертификаты и документы могут понадобиться для ввоза продукции в ту или иную страну. Когда компания только в начале пути, лучше привлечь специалистов и не пытаться сделать все самостоятельно.

Вторая сложность очень банальная. Люди не экспортируют, потому что не знают английского языка и не могут договориться с конечным клиентом о покупке».

Кивокурцев советует стартапам не бояться и искать пути экспорта продукции. «Зарубежным клиентам нет никакого дела откуда ваша продукция, их интересует только цена и качество того что вы делаете», – говорит он. При этом на доставку любого товара он рекомендует закладывать в плане три недели, поскольку на таможне могут возникнуть проблемы и сроки будут сорваны. 

Наталья Брянцева, основательница ювелирного бренда Avgvst, которая экспортирует украшению в страны Евросоюза и Грузия, рассказала Inc., что самым сложным стал первый этап — корректное оформление всех таможенных документов. «На эти процессы я советую закладывать не меньше двух месяцев, чтобы все товары потом поставить в срок», — говорит она. Посредники, таможенные брокеры, помогают с формальностями, но все же большую часть работы с документами предпринимателю приходится проделать самому. 

По данным Минэкономразвития, в 2017 году 30,1 тыс. малых и средних предприятий экспортировали свои товары в 102 страны — в частности в Казахстан, Чехию, Армению, Перу, Китай, Германию, Грецию, Бельгию, Францию, Италию. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews