Организация MSI Reproductive Choices (ранее Marie Stopes International) и Центр противодействия цифровой ненависти утверждают, что платформы ограничивают рекламные возможности для местных поставщиков услуг по прерыванию беременности, но не борются с дезинформацией, которая препятствует доступу населения к репродуктивному здоровью. В докладе утверждается, что посты об абортах и контрацепции были удалены, в то время как дезинформация в лентах пользователей социальных сетей в Африке, Латинской Америке и Азии не была заблокирована.
Компания MSI, предоставляющая услуги по контрацепции и абортам в 37 странах, заявила, что ее реклама, содержащая информацию о сексуальном здоровье, включая информацию для онкобольных, была отклонена или удалена платформой. Такие фразы, как «выбор при беременности», были помечены как противоречащие правилам сообщества Google, утверждает MSI Ghana. MSI Vietnam сообщила, что реклама в Facebook* (принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена), продвигающая информацию о внутриматочных спиралях и других методах контрацепции, была удалена.
Уитни Чиногвенья, менеджер по глобальному маркетингу MSI, сказала: «В Африке Facebook* является для многих женщин основным источником информации о репродуктивном здоровье. Мы расширяем наше поле деятельности онлайн, чтобы удовлетворить спрос, и изо всех сил пытаемся донести достоверную информацию до женщин, которые в ней нуждаются.
«Мы занимаемся всеми вопросами, от менопаузы до менструации, но мы обнаруживаем, что весь наш контент подвергается цензуре», — добавила она. По словам Чиногвенья, Meta* рассматривает контент о репродуктивном здоровье сквозь «американскую призму», применяя социально-консервативные ценности США к постам, опубликованным в странах с прогрессивной политикой, таких как Южная Африка, где аборты в первые 20 недель беременности являются законными.
Отделение MSI в Мексике заявило, что посты пометил Facebook*, рекламирующие легальные услуги по прерыванию беременности были удалены платформой. Отметим, что аборты были декриминализированы в сентябре и доступны по запросу в Мехико и 11 других регионах страны.
Чиногвенья сказала, что Meta* делает недостаточно для борьбы с дезинформацией против абортов, публикуя рекламу организаций, которые утверждают, что медикаментозные аборты приводят к «смертельному вагинальному кровотечению» или загружают снимки эмбрионов на поздних сроках, утверждая, что они относятся к более ранним стадиям плода, в попытке стигматизировать процедуру.
В отчете были выявлены поддельные сайты MSI в Facebook*, в том числе пять из них в Кении. MSI заявила, что просила Meta* удалить страницы, но не смогла связаться с представителем компании. «Некоторые страницы принадлежат неформальным поставщикам услуг по прерыванию беременности, которые хотят нажиться на репутации MSI, — сказала Чиногвенья. — Другие — кризисным центрам для беременных, которые выдают себя за клиники, чтобы предотвратить прерывание беременности. Но и мошенников тоже немало. Женщины часто приходят в наши клиники после того, как онлайн-мошенники продали им все, что угодно, от аспирина до слабительного».
В отчете говорится, что клиники MSI в Гане стали мишенью кампании по дезинформации в принадлежащем Meta* мессенджере WhatsApp. Эси Асаре Пра — менеджер по связям с донорами в отделении MSI в Гане, где аборты разрешены в ограниченных обстоятельствах. Она надеется, что доклад заставит цифровые платформы осознать свою ответственность перед пользователями.
«Посты и реклама медицинских услуг, а также дискуссии и дебаты вокруг них не запрещены. Контент, посвященный репродуктивному здоровью, должен соответствовать нашим правилам, в том числе о рецептурных препаратах и дезинформации, а реклама продуктов и услуг в области репродуктивного здоровья может быть ориентирована только на людей старше 18 лет, — заявил представитель Meta* Райан Дэниелс. — Мы запрещаем рекламу, которая содержит дезинформацию или вводит людей в заблуждение относительно предоставляемых услуг, и намерены изучить содержание этого отчета».
Представитель Google сказал: «Этот отчет не содержит ни одного примера контента, нарушающего политику на платформе Google, а также каких-либо примеров непоследовательного правоприменения». Пресс-секретарь компании заявил, что реклама, в которой упоминается «выбор при беременности», не запрещена к показу в Гане. «Если реклама была ограничена, то, скорее всего, это было связано с нашей давней политикой, ограничивающей показ рекламных материалов некоторым пользователям на основе состояния здоровья, включая беременность», — добавил он.
Ранее стало известно, что суд принял коллективный иск против Meta*, сумма которого может составить £3 млрд. Иск был подан академиком права доктором Лизой Ловдал Гормсен от имени 45 млн пользователей социальной сети Facebook*, принадлежащей компании. Ее первоначальный иск отклонен в 2023 году, но теперь пересмотренная версия принята, иск будет рассмотрен до начала 2026 года. Meta* заявила, что претензии «остаются совершенно необоснованными» и компания планирует их оспорить.