«Стрит-фуд предпочли просто убить, чтобы не было коррупции». Основатель «Теремка» Михаил Гончаров — о будущем фастфуда
В США фастфуд стагнирует, уступая место новым форматам, а в России — развивается, позволяя крупным игрокам открывать все больше точек. О том, как российские сети конкурируют с гигантами и чем местный рынок отличается от остальных, основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров рассказал в интервью изданию «Радио Свобода».
Гончаров считает, что последние три года в России стали для фастфуда «золотым веком». Крупнейшие игроки рынка, такие как KFC, Burger King и McDonald’s за это время открыли больше точек, чем за предыдущие 15 лет. Именно они, говорит создатель «Теремка», остаются самыми серьезными конкурентами для местного бизнеса.
В США сложилась другая ситуация: фастфуд вытесняет формат «фаст-кэжуал», объясняет Гончаров. Он подразумевает быструю подачу блюд ресторанного качества, отсутствие консервантов и заморозки. Кроме того, в США есть стрит-фуд, который в России пошел по иному пути.
михаил гончаров
основатель сети «Теремок»
«В стритфуде была мощная коррупционная составляющая, и его предпочли просто убить, чтобы не было коррупции. Я с 1998 года занимаюсь стритфудом: то, что там творилось, – это катастрофа. […] Мы к этому уже никогда не вернемся. Насколько я знаю, в Европе и Америке это все-таки меры социальной поддержки. В Нью-Йорке разрешение на эти стритфуды получают большей частью инвалиды, а потом сдают эти места в аренду. Одному человеку разрешается иметь не больше одного места. А у нас все это очень быстро монополизируется, выходят несколько игроков, которые сотнями получают места».
Гончаров вспоминает, что «Теремок» тоже начинался с уличных киосков. Попробовав работать в таком формате, предприниматель понял, что рынок монополизирован и частную инициативу вытесняют «обладающие каким-то административным ресурсом” люди. По словам Гончарова, это становится проблемой не только для бизнеса, но и для потребителей — из-за отсутствия конкуренции хороших точек с вкусной едой становится все меньше.
Как бы не развивался рынок, существует угроза «уберизации», считает Гончаров. Речь идет о появлении игрока, который сможет разрушить рынок, как это сделал Uber в сфере такси. «Может быть, научатся выращивать искусственный белок, и он будет намного дешевле, чем вся система содержания фермы, забой скота, разделка туш, – ведь это просто ванночки и хороший стейковый раствор», — рассуждает предприниматель.
Среди тенденций, влияние которых можно наблюдать по всему миру — развитие сервисов доставки и внедрение новых технологий. По словам Гончарова, будущее определят инновации, которые в США появляются уже сегодня: например, постоматы от Amazon, позволяющие забирать оттуда еду с помощью смартфона, или электронные ключи, с помощью которых курьеры компании могут попадать в квартиры.
В октябре Гончаров заявил, что «Теремок» сменит формат на «фаст-кэжуал». Основатель сети уточнил, что уже существующие заведения переделываться не будут: речь идет об открытии новых точек. Рестораны появятся в залах с отдельным помещением, где посетитель сможет заказать еду за стойкой, съесть ее на месте или унести с собой. Там не будет пластиковой посуды, а помещения площадью 160–240 кв. м. оборудуют мягкой мебелью.