Биткоин-элита тратит миллионы долларов на покупку цифрового искусства, пишет Wired. По сути, держатели криптовалюты платят ею за право собственности на цифровое изображение, которое любой человек может сохранить к себе на компьютер или сделать его скриншот.
Право собственности на цифровые произведения искусства обеспечивается при помощи NFT-токенов. Это эксклюзивный криптоактив, который невозможно поделить на несколько частей или подделать. Такой токен не является условной единицей и имеет отношение к конкретному цифровому объекту.
Например, если в реальной жизни один человек займёт другому $1, ему будет всё равно, вернут ли ему ту же самую купюру или нет, — главное, что он получит доллар обратно. Однако если человек владеет объектом искусства, например картиной, и временно передает её на выставку галерее, то обратно он хочет получить свой оригинал, а не его копию. Так работают и NFT-токены.
Они привлекли к себе внимание в 2017 году. Тогда канадская компания Axiom Zen представила игру CryptoKitties, которая работает на базе блокчейна Etherium. Её суть заключается в том, что каждый участник может купить NFT-токен кота за Etherium (на деле — его изображение), а затем скрестить его с котами других игроков.
Чем старше кот, тем он дороже. Его можно также сдавать в аренду для скрещивания. Котята от «старых» котов и кошек стоят дороже, чем котята из молодых поколений. Новые котята появляются на платформе ежедневно, их стоимость, как правило, не превышает $13—15. «Старые» коты могут стоить более $130 тыс.
Но цифровые котики далеко не единственный NFT-актив. По данным сайта NonFungible.com, который профессионально исследует эту сферу, рынок NFT-токенов в 2020 году вырос на 300% по сравнению с 2019, достигнув оборота в $250 млн.
На онлайн-платформах Rarible, OpenSea и Nifty Gateway люди тратят крупные суммы, чтобы купить токены, предоставляющие право собственности на цифровые картины и картинки, которые затем часто повторно продаются с аукциона по более высокой цене.
Среди цифровых художников есть те, чьи работы продаются за сотни тысяч долларов. Например, американец Майк Винкельман (Beeple) недавно продал токен на свою работу за $777 млн. Анимированное изображение с Nyan Cat было продано за $580 тыс., а стоимость пиксельных изображений с лягушкой-мемом Pepe на OpenSea доходит до $147 тыс.
Жан Вольпичелли,
автор Wired
«Если всё это кажется вам странным, то да, так и есть. Идея оплаты символического права собственности на цифровые изображения, которые живут где-то в сети и которые любой желающий может загрузить себе на компьютер, настолько странна, что кажется либо идиотской, либо ироничной. Тем не менее сторонники NFT-токенов претендуют на решение проблемы права собственности, ведь монетизировать цифровое искусство практически невозможно».
Нью-йоркский галерист Винсент Харрисон говорит, что NFT-токены и возможность покупать цифровое искусство задействуют в человеке первобытный инстинкт накопительства, стремление к статусным товарам, которые востребованы лишь в небольшом мире элитных коллекционеров.
Среди покупателей цифровых произведения искусства встречаются разные люди: криптомагнаты, которые ищут возможность хранить свои сбережения, инвесторы, изучающие рынок криптовалют и исследующие способы входа в него, а также сами художники.
Партнер парижской юридической фирмы ORWL Avocats Уильям О’Рорк отмечает, что регулирование покупки, владения и продажи цифровых картин ещё только предстоит разработать. NFT-токены, по его словам, нельзя приравнивать к криптовалютам и регулировать их тем же способом. Юрист считает, что NFT-токен, несмотря на все свои преимущества, всё-таки не полностью защищает права собственности владельцев цифрового искусства.
По словам О’Рорка, внимания требуют и онлайн-аукционы, на которых продаются цифровые картины. Дело в том, что их владельцы потенциально могут использовать фальшивые учётные записи для вмешательства в процесс торгов. «Если у вас есть десять учетных записей, вы можете искусственно увеличить цену NFT», — говорит он.
«Подобная практика существует на eBay и других площадках. Однако когда люди участвуют в аукционе с анонимной криптовалютой, нарушителей гораздо сложнее вычислить». К счастью, по его словам, уже существуют техники и методы определения мошеннических действий, которые помогают их предотвратить.
Прочитайте также
Сложно сказать, долго ли продлится интерес криптомагнатов и художественного сообщества к NFT-токенам и цифровому искусству. Галерист Винсент Харрисон не сомневается, что происходящее — это только начало долгожданного перехода, отчасти вызванного закрытием музеев и галерей из-за пандемии. «Это просто ускорение культурного сдвига», — считает он.
Директор лондонской Opera Gallery Федерика Беретта думает, что аналоговое искусство, вероятно, сохранит преимущество в долгосрочной перспективе. «Цифровой мир предлагает исключительные возможности для художников, коллекционеров, музеев и галерей, и его также можно рассматривать как фантастическое дополнение к традиционному искусству», — говорит она. «Но я не верю, что в будущем искусство станет только цифровым».