Согласно поправкам в ст. 1252 ГК, суд получит право назначать компенсацию ниже нижнего предела, указанного в кодексе, но при определенных условиях. На такое послабление могут рассчитывать только нарушители из числа ИП, попавшиеся на пиратстве впервые и для которых пиратство «не являлось существенной частью предпринимательской деятельности».
Российское авторское общество поддержало изменения, предложенные Минкультом. Они, по словам гендиректора РАО Максима Дмитриева, «направлены на устранение пробела в законодательстве, который допускает возможность в некоторых случаях взыскивать в суде компенсацию, многократно превышающую размер причиненных правообладателю убытков».
Сертифицированный оценщик интеллектуальной собственности Александр Костин, напротив, считает, что предложенные поправки означают неравноправие компаний и ИП. «За одинаковое нарушение интеллектуальных прав юридическое лицо должно будет выплатить существенно более высокую компенсацию. И в этих случаях правообладатели, злоупотребляя правом, выставляют такие суммы к возмещению, что грустно становится», — отметил он.
Омбудсмен по интеллектуальным правам Анатолий Семенов также считает, что предложенные Минкультом поправки не отражают реальной потребности в совершенствовании законодательства. «Для юрлиц и физических лиц — не ИП — все останется по-старому. Но теперь считать указанные нормы конституционными для ООО или физлиц как минимум странно», — заметил он.
Напомним, Напомним, в декабре 2016 года Конституционный суд, рассматривая ситуацию с товарными знаками «Фиксиков» и диском Стаса Михайлова, указал, что в исключительных случаях сумма компенсации может быть и ниже порога в 10 тысяч рублей. «Суду должна предоставляться возможность уменьшать явно несправедливый размер санкции ниже указанного в законе минимального предела», — говорится в решении КС. Но для этого суды должны разобраться в особенностях конкретных дел (например, выяснить, было ли нарушение совершено впервые и не повлекло ли оно существенный ущерб для правообладателей).
По действующим сейчас нормам законодательства, правообладатель может потребовать от продавца контрафакта не возмещение убытков, а так называемую компенсацию. По ст. 1301 Гражданского кодекса она не зависит от суммы ущерба и составляет от 10 тысяч до 5 млн рублей за каждый факт нарушения. При этом нарушением можно считать каждый проданный диск или даже каждую песню. Продал MP3-диск со 179 песнями — получи иск на 1,79 млн рублей.