Резкий рост расходов, завершившийся в 2023 году, привел к появлению накопившейся задолженности по возвратам товаров, многие из которых представляют собой мошеннические уловки с возмещением расходов, которые обходятся ретейлерам в миллиарды. После новогоднего всплеска продаж онлайн-магазины захлестнула волна возвратов предпраздничных покупок.
Значительные трудозатраты и расходы на возмещение, связанные с возвратом товаров, стали общепризнанными недостатками постпандемического бума онлайн-шопинга. Во многом это стало результатом того, что клиенты регулярно покупали сразу несколько размеров или цветов одного и того же наименования, а затем отправляли обратно те, которые не подошли.
Согласно недавнему исследованию Национальной федерации розничной торговли и ее партнера по исследованиям Appriss Retail, в 2023 году покупателям было возвращено $743 млрд, а сейчас на подходе еще большее количество товаров, купленных в конце года. По данным NFR, в прошлом году возвраты товаров на сумму $101 млрд оказались мошенническими.
Существует несколько способов, позволяющих обмануть ретейлеров и сторонние компании, занимающиеся оформлением возвратов. Это могут быть коробки от телевизоров, заполненные кирпичами, подделки товаров люксовых брендов и старые или бывшие в употреблении товары, выдаваемые за недавно купленные. Но, пожалуй, самым возмутительным из них является возврат денег за украденные товары.
Хотя мошенничество чаще всего скрывается за онлайн-покупками, отправленными обратно для возмещения, а это 17,6% от общего числа покупок, преступники также встречаются среди покупателей, приносящих возвраты в магазины. В общей сложности, ожидается, что примерно 15% всех покупок, сделанных в конце 2023 года, будут отправлены обратно. По данным NRF, около 17% этих возвратов, скорее всего, будут недобросовестными.
Суть преступной схемы заключается в том, чтобы отправить обратно ненужный или старый товар, вес которого примерно такой же, как у товара, указанного на заранее распечатанной этикетке возврата. Преступники рассчитывают на то, что сотрудники, обрабатывающие поток возвратов, будут настолько завалены работой, что при получении в спешке просканируют поступившие посылки и только потом проверят коробки, обнаружив бесполезное содержимое внутри. К этому моменту деньги за товар уже будут возвращены.
Аналогичная уловка заключается в возврате изношенной вещи, для которой мошенник купил замену, а также отправка поддельных товаров, гораздо более дешевых, чем настоящие, и товаров, купленных у других продавцов.
«Среди видов мошенничества с возвратом товаров, с которыми, по словам ретейлеров, они столкнулись за последний год, почти половина (49%) указала на возврат бывших в употреблении, не имеющих дефектов товаров, а 44% — на возврат украденных товаров», — говорится в сообщении NRF.
В этой связи крупные сети и онлайн-платформы ограничивают количество размеров, цветов и дизайнов идентичных товаров, которые покупатели могут приобрести за один раз. Они также прислушиваются к мнению компаний, которые обрабатывают возвраты, и внедряют политику, требующую более частой и тщательной проверки содержимого возвращаемых посылок.
Такие проверки включают контроль соответствия товара описанию на этикетке, отказ в возврате товаров, если есть подозрения, что они являются дешевыми подделками, отсеивание сильно поношенных вещей, возвращенных как новые, и проверку кодов товаров по базам данных украденного оборудования. Если эти меры окажутся действенными, дни обработки возвратов по принципу «сканируй сейчас, проверяй позже», будут сочтены и еще одна мошенническая схема уйдет в прошлое.
Ранее стало известно об иске Amazon против международной группы мошенников, которые украли у компании товары на миллионы долларов посредством преступных схем с возвратом средств. Они делали покупки на Amazon и требовали возмещения без возврата товаров. Ответчиками по делу выступают организация под названием REKK и около 30 человек из США, Канады, Великобритании, Греции, Литвы и Нидерландов.