Новости

В России мошенники научились использовать роботов для обзвона жертв

Банки зафиксировали большой скачок числа телефонных атак при помощи роботов-помощников, пишет «Коммерсант». Такой вид мошенничества позволяет злоумышленникам обманывать граждан, так как последние привыкли, что роботами обычно пользуются только банковские структуры.

При помощи ботов злоумышленникам удается автоматизировать весь процесс, что увеличивает охват аудитории. Более того, такой метод обмана обходится дешевле обычных звонков.

Сейчас доля мошеннических звонков с использованием роботов-помощников достигает 90% от их общего числа, рассказали «Коммерсанту» в одном крупном российском банке.

Управляющий RTM Group Евгений Царев отмечает, что интенсивность звонков людям, которые уже попали в базу для обзвона, существенно увеличилась. Всего полгода назад практика автоматического обзвона по базе была редким случаем, добавляет он.

Представители Тинькофф-банка рассказали изданию, что использование ботов помогает заручиться доверием жертв, так как люди считают, что если разговаривают с ботом, то звонок поступает именно из службы безопасности банка. В ВТБ утверждают, что организовать такой обзвон довольно просто, так как услуги автоинформаторов сейчас включаются в стандартный пакет услуг договоров офисной телефонии.

Злоумышленники записывают нужную им последовательность фраз, а после запускают обзвон. Жертвам выдаются различные инструкции, например просьбы ввести код из СМС. В случае, если атака совершается с использованием технологии подмены номера на телефон банка, — это существенно увеличивает доверие к таким звонкам.

Директор ДИБ банка «Открытие» Илья Сулоев убежден, что помочь в решении этой проблемы могут регуляторы и операторы связи, однако ЦБ считает, что эффективнее было бы информировать население и заниматься повышением его финансовой грамотности. При этом ЦБ проводит активную работу по блокировке мошеннических звонков. В 2022 году Минцифры планирует запустить образовательный проект по повышению финансовой грамотности.

В июле банки начали предупреждать россиян о новом способе мошенничества через мессенджеры: злоумышленники рассылают пользователям сообщения о том, что те выиграли в розыгрыше, от имени мессенджеров. Так они выманивают личные данные, предлагая заплатить небольшую комиссию за конвертирование «приза» в российскую валюту.