«Львиная доля синергии достанется государству и менеджменту». Андрей Мовчан — о том, что происходит с акциями «Яндекса»
На фоне новостей о возможной покупке Сбербанком до 30% акций «Яндекса» ценные бумаги компании дешевеют второй день: они рухнули на 20%. Экономист Андрей Мовчан рассказал Inc., чего именно опасаются инвесторы IT-компании.
О возможной сделке накануне сообщили The Bell и «Ведомости». По информации изданий, банк может купить до 30% компании. Акции «Яндекса» на Московской бирже упали на 20%, и это повлияло на весь российский рынок: индекс МосБиржи опустился на 1,4%, РТС — на 1,1%.
В беседе с Inc. Мовчан объяснил, что ситуацию можно сравнить с покупкой «Магнита» банком ВТБ. Тогда инвесторы тоже реагировали на новости о приходе крупного банка в частную компанию.
андрей мовчан
экономист
«Параллели есть: крупный банк покупает независимого прибыльного игрока рынка. Есть и очень серьезное различие: у Магнита и ВТБ, в общем-то, нет никакой синергии, это просто приобретение бизнеса из другой индустрии, в которой ВТБ заинтересовался. Может, кто-то поручил банку это сделать. А “Яндекс” и Сбербанк — это достаточно синергитичные бизнесы. Один из самых перспективных рынков сейчас — это финтех, это возможность оптимизировать финансовые операции. “Яндекс” — большая IT-компания, а Джейми Даймон, глава JP Morgan, говорил, что банк — это IT-компания. И Сбербанк стремится стать именно таким, что довольно логично. Если такая сделка произойдет, синергия, конечно, будет внутри Сбербанка, и львиная ее доля достанется государству и менеджменту».
В случае покупки доли Сбербанком «Яндекс» получит государственную поддержку и гарантию от «наезда» со стороны другого крупного игрока, рассуждает Мовчан. Если это будет cash-out, крупные акционеры получат деньги, но для миноритариев сделка ничего хорошего не принесет. «Такие компании, как Сбербанк, традиционно не очень хорошо относятся к миноритариям, поэтому предполагать, что их права будут защищены, я бы не стал», — говорит он.
В долгосрочной перспективе потеря независимости может навредить «Яндексу», предупреждает Мовчан. Дело не только в инвесторах, но и в ограничениях, которые неизбежно станут следствием такой сделки.
андрей мовчан
экономист
«Кроме того, думаю, что если сделка состоится, денежные потоки пойдут непрозрачно. Это тоже для инвесторов не очень хорошо. Кроме того, у Яндекса, как у IT-компании, была перспектива обслуживать не один банк, а много финансовых компаний. Продажа доли ограничит для компании этот рынок одним игроком, и это одна из причин, по которой акции упали».
Сбербанк является обладателем «золотой акции» «Яндекса», купленной за €1 в 2009 году. В банке информацию об интересе к компании опровергли, заявив, что не получали и не делали таких предложений. Аркадий Волож, сооснователь «Яндекса», комментировать ситуацию отказался.