Новости

Законопроект о наказании для лидеров ОПГ прошел первое чтение. Как и почему это может навредить бизнесу?

Фото: iStock

В четверг, 21 февраля, Госдума приняла в первом чтении законопроект об отдельном наказании для главарей преступных сообществ. Документ направлен на борьбу с неформальной преступной иерархией, его 14 февраля внес в Госдуму Владимир Путин. Inc. узнал, почему поправки могут стать инструментом давления на предпринимателей.


Законопроект ужесточает уголовную ответственность за создание преступного сообщества и руководство таким сообществом — для этого предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 210.1. Документ предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения.

Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников в беседе с «Интерфаксом» сообщил, что законопроект могут принять во всех трех чтениях уже в марте этого года. Такая спешка указывает на то, что законопроект вряд ли изменят до принятия, объяснил Inc. юрист, адвокат, кандидат юридических наук и старший преподаватель РАНХиГС Андрей Некрасов. По его словам, поправки действительно могут стать инструментом давления на бизнес — лидером преступного сообщества или организованной преступной группы могут признать любого человека, принимающего решения. 


андрей некрасов

юрист, адвокат, кандидат юридических наук и старший преподаватель РАНХиГС

«Это может коснуться гендиректора, бенефициара, любого другого контролирующего лица. Это люди, которые, по версии обвинения, раздают указания, руководствуясь преступным умыслом. Например, занижают налоговую базу, чтобы не полностью уплачивать налоги — а за этим обычно следует целая цепочка действий, компаний, документов. Сейчас все говорят о деле Baring Vostok — там еще предстоит разбираться, но сейчас, по версии следствия, именно Калви, а не кто-то другой, несет ответственность. Он якобы все это придумал и всех подстрекал. То есть буквально собственными руками создал всю эту схему. Именно поэтому, из-за такого подхода, под удар из-за новых поправок попадут не только те, кто на бумаге является руководителем».

Применение статьи 210 УК РФ (Организация преступного сообщества или участие в нем) по отношению к предпринимателям — порочная практика, сказал в беседе с Inc. адвокат Александр Гофштейн. Гофштейн защищал криминального авторитета Шакро Молодого, бизнесмена Владимира Тюрина, а также участвовал в защите Алексея Улюкаева в начале следствия. Кроме того, он защищает Зиявудина Магомедова — совладельца группы «Сумма», которого обвинили в создании ОПГ и хищениях. 


александр гофштейн

адвокат, «Падва и партнеры»

«Это практика, которую можно назвать если не устоявшейся, то точно формирующейся. По закону преступное сообщество — это люди, которые изначально сплотились для совершения преступлений. А предприниматели, даже если они совершили преступление, то объединились они с коммерческой целью. Такая практика — буквально удавка на шее бизнеса. Сейчас предпринимателей запрещают арестовывать по экономическим статьям, а эта статья позволяет обойти запрет. Чтобы упечь предпринимателей в тюрьму и усилить давление на них. Статья 210 развязывает руки правоохранительным органам».

На заседании Госдумы в четверг спикер Вячеслав Володин заявил, что законопроект поможет правоохранительным органам эффективнее бороться с организованной преступностью и «ворами . в законе. «На практике они действуют через подставных лиц, до последнего стараясь оставаться в тени. Президент предложил прописать в законодательстве четкий механизм, дающий возможность привлечь к уголовной ответственности за сам факт занятия высшего положения в преступной иерархии», — сказал он. 

Накануне президент Владимир Путин в послании Федеральному собрании заявил, что российский бизнес не должен постоянно «ходить под статьей». Он указал, что дела возбуждаются «кое-как, по непонятным соображениям».


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews