Дептранс Москвы планирует в ближайшее время запустить сервис «народного каршеринга», который позволит владельцам автомобилей сдавать их в аренду другим физлицам. Об этом РБК рассказали два источника на рынке автомобильных арендных сервисов.
«Сервис будет предназначен скорее для тех, кто, например, уехал в отпуск на две недели, не нуждается в автомобиле в этот период и готов сдать его на какой-то срок. То есть это будет более долгосрочная аренда, чем в обычном каршеринге, и, как следствие, стоимость использования такого сервиса будет ниже», — сказал один из источников издания.
По его словам, в отличие от традиционных сервисов каршеринга, пользователи приложения будут лишены права на бесплатную парковку и должны самостоятельно следить за состоянием автомобиля, в том числе заправлять и мыть.
Соосновательница BelkaCar Лориана Сардар рассказала РБК, что московская мэрия обсуждала проект «народного каршеринга» с ней и другими участниками рынка. «С точки зрения логики этот проект хорошо укладывается в систему мобильности города: в тот момент, когда человеку не нужен автомобиль, им смогут воспользоваться другие люди, что позволит снизить размер общего автопарка в Москве», — считает она.
По словам гендиректора YouDrive Алексея Сергеева, формат сервисов peer-to-peer пользуется популярностью на Западе и мог бы быть интересным для России, но его необходимо тщательно проработать. Он объяснил изданию, что в «народном» каршеринге, в отличие от классического, будет не один, а два пользователя — тот, кто хочет арендовать машину, а также тот, кто готов ее сдать.
«В проект нужно привлечь не только водителей, но и тех, кто хочет заработать на своем авто. Это совершенно другой алгоритм работы, пользовательский опыт, формат использования, другие регламенты и юридические процессы — по сути, другой рынок», — сказал он. Нужно будет решить вопросы «от того, кто поставит и за чей счет телематическое оборудование, до компенсации ущерба в случае ДТП и стоимости услуги», предупредил Сергеев.
Ранее исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев говорил РБК, что пользователь «народного каршеринга» должен будет оформить на машину ОСАГО для неограниченного круга лиц. Причем стоимость страховки будет выше, чем для обычного авто, поскольку по статистике ДТП с участием каршеринга происходят чаще.
С предложением создать «народный каршеринг» мэр Москвы Сергей Собянин выступил в августе 2018 года. «Ежедневно сотни тысяч москвичей и жителей Подмосковья приезжают на работу на личных авто. Пока хозяин трудится в офисе, машина стоит на парковке, часто — на платной парковке. А могла бы ездить, принося своему хозяину деньги», — написал он в своем блоге.
В сентябре 2020 года глава Дептранса Максим Ликсутов говорил, что личный автомобиль, по статистике, простаивает более 90% времени. По его словам, автовладелец сможет сам определять, кому разрешить брать в аренду свою машину (возраст, опыт и др.) и где ее должны вернуть. Правительство Москвы выпустит приложение для «народного каршеринга» и будет проверять профили пользователей на наличие опыта вождения и стажа управления автомобилем.
Представители рынка предупредили, что если мэрия отменит льготную стоимость парковки для сервисов каршеринга, аренда автомобиля в них может вырасти почти вдвое, до 15–16 руб. в минуту. Они сказали, что если для «народного каршеринга» парковка останется бесплатной, то пользователи переключатся на него, поскольку это приложение будет выгоднее.
В октябре 2020 года в России запустился сервис Getarent — частный проект, работающий по схеме peer-to-peer каршеринга. По итогам года чистый убыток компании составил 345 тыс. руб., отметил РБК. Основатель сервиса Яков Ахмадуллин сказал изданию, что рынок каршеринга в России находится «на нулевом уровне развития», так как для большинства людей личный автомобиль — это большая ценность и роскошь.
По его словам, Getarent пытался связаться с Дептрансом и обсудить возможности сотрудничества, «но связь стартапов с государством находится также на нулевом уровне».