Наружную рекламу в Санкт-Петербурге признали незаконной
Девятый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга 4 октября назвал незаконным конкурс, организованный комитетом по печати и взаимодействию со СМИ Северной столицы, на котором разыграли городскую наружную рекламу, передает РБК.
Против торгов выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведомство судилось с комитетом (в мае ФАС проиграла спор в Арбитражном суде Москвы). Замруководителя ФАС Рачик Петросян заявил, что теперь комитет по печати должен расторгнуть договоры, заключенные после торгов, и вернуть авансы. При этом предприятия, установившие рекламные конструкции, должны будут демонтировать их.
В комитете по печати Санкт-Петербурга отказались согласиться с позицией ФАС и пообещали подать кассационную жалобу. Однако пункт 5 статьи 271 Арбитражно-процессуального кодекса говорит о том, что постановление апелляционной инстанции вступает в силу с момента его принятия. Формально уже с 4 октября в Санкт-Петербурге все рекламные конструкции, установленные по результатам прошлогоднего конкурса, не имеют договоров, заявил управляющий партнер юридической фирмы Legalight Гарий Напалков.
Отсутствие договоров выступает основанием для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции, выданной комитетом по печати, продолжил эксперт. В этой ситуации комитет должен в течение месяца аннулировать свои разрешения. Поэтому сейчас формально нарушения нет: статья 14.37 КоАП предусматривает ответственность за эксплуатацию без разрешения, а не договора, заявил Напалков. Он предположил, что в этом состоянии ситуация может оставаться до того момента, как ФАС не потребует принудительно исполнить постановление суда.
В 2017 году петербургский комитет по печати и взаимодействию со СМИ разыграл 8,2 тыс. мест под рекламные конструкции разного формата. Места разделили на 23 лота, совокупная стартовая стоимость которых составила 9,8 млрд рублей. Разыграть удалось 21 лот. Победители (среди них была компания Russ Outdoor) пообещали перечислить в бюджет Северной столицы 9,9 млрд рублей в течение 10 лет.
Осенью 2017 года конструкции с рекламой установили на выделенных местах. Город уже получил от операторов наружной рекламы 2 млрд рублей. По итогам конкурса крупнейшим игроком на рынке наружной рекламы в Санкт-Петербурге оказалась Russ Outdoor. Группа будет обжаловать решение в кассационной инстанции.
По оценке исследовательской компании «Эспар-Аналитик», Санкт-Петербург — второй по величине региональный рынок наружной рекламы (первое место — у Москвы). По словам главы «Эспар-Аналитик» Андрея Березкина, в январе—июне 2018 года доля Москвы в общих бюджетах на наружную рекламу приблизилась к 47%, а у Санкт-Петербурга доля составила 10,5%.