Торговая сеть «Пятерочка» и «Авито Недвижимость» составили рейтинг российских регионов, где проще всего начать бизнес в сфере офлайн-торговли, например открыть продуктовый магазин на базе франшизы. Лидерами топ-20 стали Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, а также Самарская, Свердловская и Ростовская области. Подробности — в распоряжении редакции Inc.
Для составления рейтинга эксперты использовали индекс торговой привлекательности, который рассчитывается на основе четырех показателей, оцениваемых по шкале от одного до 10. Это стоимость аренды квадратного метра торговой площади, количество конкурентов, средний чек и количество предложений по аренде торговых площадей.
Ключевым фактором является количество помещений, подходящих для торговли. Кроме того, учитывались средняя стоимость квадратного метра торговой площади, число действующих торговых предприятий, согласно статистике Росстата, а также средний чек в магазинах «Пятерочка». Таким образом, рейтинг отражает уровень конкуренции в ретейле и платежеспособного спроса для каждого из регионов.
Руководитель категории коммерческой недвижимости на «Авито» Олег Изотов рассказал, что если говорить об открытии франшизы в сфере ретейла, то в среднем в каждом регионе есть более 500 объектов, размещенных на платформе, подходящих по формату и площади. Но, по его словам, помимо ключевых факторов, которые учитывались при проведении исследования, в каждом из регионов важно также брать во внимание уровень проникновения e-commerce в целом и сервисов доставки в частности.
«В отличие от столиц и городов-миллионников, регионы в этом смысле являются гораздо более привлекательными для открытия франшизы. Однако важно понимать, что выведенный нами индекс отражает скорее общую картину и бизнес-потенциал каждого лота индивидуален», — добавил он.
Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в топ-5 по количеству свободных торговых помещений вошли Краснодарский край, Свердловская и Новосибирская области. Доля предложений, потенциально подходящих для открытия большого продуктового магазина формата «Пятерочки» в этих субъектах составила около 6%. А максимальная доля (8%) подходящих площадей предлагается в Волгоградской, Рязанской и Тверской областях.
Весной 2024 года предложение в сфере аренды торговых помещений показало наиболее динамичный рост в Пермском крае (+28%), Калужской (+25%) и Курской областях (+24%), а также в Краснодарском крае (+24%).
Самая низкая стоимость аренды торговой площади была зафиксирована в Смоленской, Псковской и Брянской областях, а также в Республике Дагестан. В этих регионах средняя оценка по этому параметру составила 9,44 из 10 возможных, или 500 руб. за квадратный метр.
Что касается наиболее перспективных с точки зрения конкуренции регионов, то лидером оказался Алтайский край (1 953 предприятия торговли в регионе), за ним следуют Псковская (3 883 торговые точки) и Курская (5 529 точек) области. Они отличаются меньшим количеством действующих продуктовых и специализированных непродовольственных магазинов. Таким образом, перенасыщения рынка в этих регионах не наблюдается.
Ранее стало известно, что тревожило жителей большинства регионов России во втором квартале 2024 года: преимущественно финансовые вопросы и природные катаклизмы. При этом рост цен находится на самом первом месте тревожностей в 35 регионах России, а ядерная эскалация и возможный военный конфликт с НАТО оказались значительно ниже страха роста цен в большинстве регионов.