Новости

Верховный суд разрешил магазинам не обслуживать покупателей без масок

Магазины имеют право не обслуживать на кассе покупателей без масок, если их обязательное ношение установлено регионом. Об этом пишут «Открытые медиа» со ссылкой на решение Верховного суда по иску Смоленского центра права и социологии.

Верховный суд отклонил иск Смоленского центра права и социологии, который оспаривал рекомендации Минпромторга. В документе министерства говорится, что в случае несогласия покупателя надеть маску магазин вправе отказать ему в обслуживании на кассе и вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

Правозащитники считают, что рекомендации противоречат Гражданскому кодексу, который запрещает лицу, обязанному заключить публичный договор, отказаться от него в одностороннем порядке. Кроме того, центр указал на нарушение закона «О защите прав потребителей» — приобретение одних товаров не должно быть обусловлено обязательным приобретением других.

Верховный суд подтвердил, что при заключении публичного договора предприниматели и продавцы не могут отдавать предпочтение одном лицу перед другим. Исключение — закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При введении режима ЧС регионам разрешено устанавливать обязательные для исполнения правила. Сейчас в России нет ЧС, но многие регионы перешли на режим повышенной готовности. Об исполнении правил также говорится в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Директор Смоленского центра права и социологии, член областной Общественной палаты Алексей Пещаницкий сказал, что не согласен с решением суда и уже его обжаловал. Он считает, что судья Верховного суда «ошибочно сослалась на нормы закона о ЧС, поскольку он не распространяется на нормы гражданского права».