Новости

«Не засовывайте чеснок в нос»: исследование показало, как дезинформация в TikTok вводит людей в заблуждение

Новое исследование показало, что в TikTok почти половина видеороликов, связанных с синуситом, содержат вводящий в заблуждение или неточный контент, который в основном распространяется авторами, не имеющими медицинского образования. Эта тревожная тенденция подчеркивает потенциальные риски, связанные с получением медицинских рекомендаций из непроверенного контента в социальных сетях.

Синусит — это воспаление носовых пазух, причина которого — бактерии, вирусы, грибки или аллергены. Многие люди, вместо того чтобы обратиться к врачу, занимаются самолечением, руководствуясь информацией из интернета.

Ранее такие платформы, как Twitter, подвергались тщательной проверке на предмет распространения дезинформации о здоровье. Поскольку база пользователей TikTok быстро растет, на платформе распространяются не только полезные ролики, но и вредная дезинформация. Это побудило исследователей систематически оценивать качество информации о синусите, публикуемой в TikTok.

«На платформах социальных сетей, таких как TikTok, есть качественная и фактическая информация, но может быть очень сложно отличить ее от информации, распространяемой влиятельными лицами, которая на самом деле может быть вредной», — отметил Кристофер Роксбери, хирург и эксперт по ринологии в клинике «Чикагская медицина».

Чтобы изучить достоверность информации, исследователи провели обширный поиск в TikTok, используя такие хештеги, как #sinus, #sinusitis и #sinusinfection. Содержание этих видеороликов было разделено на такие типы, как медицинские советы, юмор, маркетинг и образ жизни, и оценено на предмет образовательной ценности и фактической точности.

Только 55,5% всех видео были отнесены к категории фактических,  то есть почти половина из них содержали неточности или вводящий в заблуждение контент. Видео от медицинских работников имели самую высокую долю фактического содержания — впечатляющие 84,4%, что значительно выше, чем у других групп. Это значительное неравенство подчеркивает риск, связанный с консультациями неспециалистов по вопросам здравоохранения, распространенными на платформах социальных сетей.

Кроме того, в исследовании использовалась Глобальная шкала качества (GQS) для оценки общего качества видео с оценками по пятибалльной шкале. Видео от медицинских работников в среднем набирали 3,76 балла по GQS, что указывает на «хорошее качество», тогда как видео от недостаточно квалифицированных врачей и непрофессионалов набрали меньше баллов — 2,47 и 2,38 соответственно.

«Пациенты в клинике часто задают мне вопросы о том, что они видели в интернете или социальных сетях, и во многих случаях эта информация направляла пациентов в неправильном направлении, — сказал Роксбери, старший автор исследования. — В некоторых случаях я вижу пациентов, которые уже обратились за таким лечением и прошли его без какой-либо пользы, в более редких случаях им был причинен вред».

Например, исследователи обнаружили, что некоторые люди следовали рекомендациям в TikTok и вставляли в нос зубчики чеснока, чтобы снять заложенность носа. Этот метод якобы должен очистить нос от слизи, но на самом деле он контрпродуктивен. Чеснок раздражает слизистую, что приводит к увеличению выработки слизи, а не к облегчению. Этот метод является опасным и может повредить ткани носа.

По мнению исследователей, медицинские работники играют большую роль в создании контента на таких платформах, как TikTok, эффективно противодействуя дезинформации. Как показали результаты, участие медицинских работников в социальных сетях, позволяет пользователям видеть высококачественную фактическую информацию, которая может конкурировать с вводящим в заблуждение контентом.

«Если вы эксперт в области здравоохранения и заинтересованы в создании контента, вы можете изменить ситуацию, — говорит Димитрояннис. — Кто-то может посмотреть ваше видео и получить необходимую медицинскую информацию, а не что-то, способное навредить».

В марте итальянский орган по защите конкуренции и прав потребителей AGCM оштрафовал TikTok почти на $11 млн после расследования проблем безопасности алгоритмов. В прошлом году власти начали расследование по делу о «французских шрамах», в ходе которого пользователи платформы, как сообщалось, делились видео со следами на своих лицах, оставленными за счет повреждения кожи.