В 2022 году инвестиции ретейлеров в промо в группе продовольственных товаров выросли на 12%, а потери от продаж продуктов со скидками в сентябре достигли 76 млрд руб. Однако эти меры были неизбежны — почти половина покупателей ищет товары по сниженным ценам.
Скидки на продукты питания привели к недополучению доходов торговыми сетями и поставщиками на 76 млрд руб., сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование NielsenIQ. Доля скидочных продуктов питания в деньгах достигла 61% — максимум с сентября 2020 года. В непродовольственных категориях показатель составил 54% — рекорд с марта 2021-го.
Аналитики подсчитали, что по итогам первых трех кварталов 2022 года больше всего скидочных продовольственных товаров было в сегментах ингредиентов для выпечки, кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления (кроме лапши) и мяса. В непродовольственных категориях выросли скидки на пластыри, презервативы, бритвы и лезвия, детские товары.
Инвестиции участников рынка в промо в группе продовольственных товаров выросли на 12% год к году, что и привело к недостаче 76 млрд руб. Например, валовая прибыль «Ленты» в III квартале снизилась на 5%, до 26,5 млрд руб., у X5 Group — до 24,3% с 26,2%. Магазины непродовольственных товаров потеряли 10 млрд руб., нарастив инвестиции в промо на 1% за год.
Поскольку весной цены на многие товары подскочили из-за роста курса иностранных валют, ценники корректировались за счет скидок, объяснил исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. Товары по сниженным ценам ищут 41% покупателей, для 89% цена выступает главным критерием выбора, а 75% принимают решение о покупке с учетом скидки, выяснила NielsenIQ.
Отказаться от скидок в ситуации снижения покупательной способности сложно, даже несмотря на падение рентабельности, нехватку оборотных средств и другие проблемы поставщиков, рассуждает зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. Он добавил, что можно попытаться решить проблему путем предоставления скидки согласно остаточному сроку годности товара, что вдобавок позволит не списывать товары из-за просрочки.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что со скидками в офлайн-торговле конкурируют промо в онлайн-магазинах, где доля скидок, как правило, выше. Эксперт ожидает исторического рекорда промо на рынке товаров повседневного спроса в октябре или ноябре.
Узнайте больше
В конце октября NielsenIQ выяснил, что ретейлеры настроены пессимистично из-за возросшей экономии покупателей и последствий «военной спецоперации» для бизнеса. Из-за этого они ожидают роста продаж только за счет инфляции. Больше всего ретейлеров беспокоит сокращение потребительских доходов из-за переключения покупателей в режим экономии.