Выпуск йогуртов и десертов в России за первые три квартала 2022 года уже сократился на 16% из-за нехватки ингредиентов и падения спроса. Теперь перед производителями встала проблема нехватки пищевых модифицированных крахмалов, вызванная сложностями с европейскими поставщиками.
Производители йогуртов рассказали «Коммерсанту», что опасаются нехватки используемых как загустители пищевых модифицированных крахмалов. Участники рынка испытывают сложности с поставками из стран Евросоюза, которые остановились после введения санкций.
Источник газеты сообщил, что в России подобного крахмала выпускается недостаточно, а найти альтернативы в других странах сложно. В результате в стране может сократиться производство йогуртов и десертов.
Другой источник отметил, что вместо модифицированных кукурузных крахмалов в качестве загустителя можно использовать сухое молоко. Но поскольку это биржевой товар, стоимость производства йогуртов вырастет при его использовании. Чтобы предотвратить дефицит пищевых крахмалов, необходимо упростить выдачу импортных разрешений на ввоз семян для наращивания производства кукурузы нужных сортов, пояснил собеседник газеты.
По данным президента Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна («Союзкрахмал») Олега Радина, в 2021 году в Россию были импортированы около 71 тыс. тонн пищевых модифицированных крахмалов, из которых произвели 9 тыс. тонн загустителей. Такие ингредиенты сейчас производят два российских завода общей мощностью около 50 тыс. тонн в год, но загрузить площадки полностью сложно из-за нехватки сырья.
Представитель Viola рассказал, что поиск альтернативных поставщиков начали весной 2022 года и нашли несколько азиатских производителей. Кроме того, можно поставлять ингредиенты от европейских компаний через параллельный импорт. ГК «Эфко» заявила, что также нашла альтернативу европейскому крахмалу и выпускает густые растительные йогурты в штатном режиме с запасом сырья более чем на полгода вперед.
По данным Национального союза производителей молока, выпуск йогуртов сократился на 16%, до 534 тыс. тонн год к году, за I–III кварталы 2022 года. Гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев пояснил, что поскольку йогурты — дорогие продукты не первой необходимости, на них уменьшается спрос. По его словам, молочная отрасль России в целом адаптировалась к новой ситуации, хотя компаниям пришлось экстренно тестировать новых поставщиков, изменять рецептуру из-за отсутствия некоторых ингредиентов и поднять себестоимость.
Узнайте больше
В октябре 2022 года производитель детского питания и молочной продукции Danone объявил об уходе с российского рынка. Убытки французской компании от передачи контроля в бизнесе могут составить до €1 млрд. В подразделение Essential Dairy & Plant-based входят молочные продукты брендов Danone, «Простоквашино», Activia, Actimel, Oikos и других.