Новости

Ночные кошмары оказались предвестниками аутоиммунных заболеваний

Ночные кошмары могут быть предвестником развития аутоиммунных нарушений в мозге. Новое исследование, проведенное под руководством Мелани Слоан из Кембриджского университета, показало, что плохие сны являются одним из наиболее распространенных и ранних признаков приступа волчанки. В ходе онлайн-опроса 676 пациентов, страдающих системной красной волчанкой (СКВ), около трети из них сообщили о нарушении сна за год до появления других симптомов болезни. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что сон и иммунная система мозга как-то взаимосвязаны.

«Мы давно знаем, что ночные кошмары могут означать изменения в физическом, неврологическом и психическом здоровье, а иногда могут быть ранними признаками болезни», — говорит невролог и автор исследования Гай Лешзинер из больницы Гая и Святого Томаса в Лондоне. — Однако это первое доказательство того, что они позволяют предсказать такие серьезные аутоиммунные заболевания, как волчанка, и это важный сигнал для пациентов и врачей, что сон может предупредить нас о приближающемся рецидиве».

СКВ — неизлечимое аутоиммунное заболевание, причины которой неизвестны. Чаще всего оно развивается в возрасте от 15 до 45 лет. Каждые несколько лет оно вызывает периодические вспышки боли в груди, суставах, лихорадку, усталость или даже выпадение волос.

Не у всех пациентов с СКВ во время этих вспышек развиваются психоневрологические симптомы. Но для примерно 40% тех, у кого они проявляются, диагностика и лечение являются сложной задачей, поскольку такие симптомы, как ночные кошмары и галлюцинации, субъективны и многие пациенты не решаются обсуждать их.

Люди с аутоиммунными заболеваниями головного мозга часто видят яркие сны, которые эмоционально заряжены, но эти когнитивные симптомы, как правило, остаются незамеченными. Однако недавние исследования показали, что многих из тех, у кого развивается болезнь Паркинсона, также преследуют тревожные сны в течение десяти лет до постановки диагноза.

Ночные кошмары потенциально являются предиктором деменции, которая также связана с иммунной системой. А некоторые пациенты с рассеянным склерозом говорят, что их сны становятся неприятными перед обострением заболевания.

То же самое, по-видимому, верно и для некоторых людей с волчанкой. Помимо онлайн-опроса, исследователи провели беседы с 69 страдающими системным аутоиммунным ревматическим заболеванием, включая волчанку. Один их них рассказал, что кошмары во время вспышки волчанки были настолько «ужасными», что он видел, как «кожа отслаивается от людей». «Я думаю, что чем большему стрессу подвергается мое тело, тем более яркими и страшными становятся сновидения», — сказал он.

Видя, насколько эти переживания могут быть эмоционально заряженными, исследователи мягко вводили галлюцинации в разговор, спрашивая о «дневных кошмарах», и некоторые пациенты сразу понимали, что они имеют в виду. «Это похоже на ощущение дезориентации. Самое близкое, что приходит мне в голову, это то, что я чувствую себя Алисой в Стране чудес», — сказал один из участников..

Онлайн-опрос показал, что непосредственно перед тем, как столкнуться с этими дневными кошмарами, более 60% респондентов сообщили, что ночные сновидения становятся все более неприятными. Это подтверждают недавние клинические наблюдения, сделанные двумя авторами исследования, Слоуном и ревматологом Дэвидом Д’Крузом из Королевского колледжа Лондона, которые отметили, что опрос пациентов с волчанкой о ночных кошмарах «вызывает поразительную реакцию».

«В течение многих лет я обсуждал кошмары со своими пациентами с волчанкой и думал, что существует связь с активностью их заболевания, — говорит Д’Круз о новых результатах. — Исследование предоставляет доказательства этого, и мы настоятельно рекомендуем врачам обращать внимание на наличие кошмаров и других психоневрологических симптомов».

В ходе другого исследования, в котором приняли участие более 7 тыс. норвежцев, представителей 305 профессий, выяснилось, что у тех, кто выполнял работу, требующую наименьших умственных усилий, риск развития легких когнитивных нарушений был на 66% выше, а риск развития слабоумия после 70 лет — на 31% выше, чем у тех, кто занимался умственным трудом.