Недавнее исследование Медицинской школы Бостонского университета Чобаняна и Аведисяна показало, что у пожилых мужчин общие усилия, затрачиваемые на преодоление стресса, имеют большее значение для долголетия, чем конкретные стратегии преодоления или воспринимаемый уровень стресса.
Исследователи проанализировали данные 743 мужчин за 27 лет и обнаружили, что значительные усилия по преодолению стресса могут свидетельствовать о трудностях в управлении стрессом. Это подчеркивает необходимость ресурсов для поддержки здоровья и благополучия пожилых людей. Под совладанием понимаются когнитивные и поведенческие стратегии, используемые для преодоления стрессовых факторов, которые люди воспринимают как превышающие их возможности и ресурсы для эффективного реагирования.
Хотя более ранние исследования связывали характеристики стрессоров, такие как характер события и его продолжительность, с повышенным риском смертности, ощущается значительная нехватка крупномасштабных исследований, изучающих долгосрочные последствия для здоровья человеческих механизмов преодоления.
В новом исследовании, проведенном в Медицинской школе Бостонского университета Чобаняна и Аведисяна, ученые установили, что у пожилых мужчин общие усилия, затраченные на преодоление стресса, в целом более важны для продолжительности жизни, чем конкретные используемые стратегии преодоления или то, насколько стрессовой они считали проблему сразу после ее возникновения.
«То, как много пожилые мужчины делали в ответ на стресс, имело большее значение для их выживания, чем то, что они делали. Наш вывод сохранился даже после того, как мы учли индивидуальные различия в демографических характеристиках, семейном положении, основных состояниях здоровья и факторах образа жизни на исходном уровне исследования», — говорит старший автор исследования Льюина Ли, доктор философии.
Она добавила, что изучение преодоления стресса очень важно, так как этот аспект уравнения «стресс — здоровье» находится под контролем исследователей, но очень часто игнорируется.
Исследователи наблюдали за мужчинами, которые участвовали в исследовании нормального старения ветеранов. В период с 1993 по 2002 год каждый мужчина заполнил анкету для оценки стресса и преодоления стресса, в которой нужно было назвать наиболее стрессовую ситуацию, произошедшую с ним за последний месяц, оценить, насколько стрессовой была для него эта проблема, и указать, насколько часто он использовал определенные стратегии для решения этой проблемы.
Затем исследователи проанализировали полученные данные и выяснили, в какой степени стрессовость их проблем, конкретные типы стратегий преодоления, которые они использовали, и общие усилия, затраченные на преодоление стресса, влияли на риск смерти в течение 27 лет.
По словам исследователей, предыдущие исследования в области психологического старения показывают, что люди приобретают огромный опыт в преодолении стрессовых факторов на протяжении всей жизни. К моменту достижения позднего возраста люди, как правило, способны использовать меньше стратегий преодоления стресса, чем более молодые, достигая при этом одинакового уровня успеха в преодолении трудных ситуаций.
«Наши результаты свидетельствуют: если пожилой человек отклоняется от этой модели, затрачивая много энергии на преодоление стрессовых ситуаций, это может быть признаком того, что он испытывает трудности и не имеет того, что ему нужно для решения проблемы», — говорит первый автор исследования Виктория Марино, доктор философии, постдокторский научный сотрудник школы.
«Эти результаты заставляют нас уделять больше внимания тому, как процесс старения может создавать проблемы для отдельных людей, и признакам того, что пожилым людям могут понадобиться ресурсы для сохранения их здоровья, чувства независимости и благополучия», — добавила Ли.
Ранее Элисон ван Раалте, руководитель исследования неравенства в продолжительности жизни в Институте демографических исследований Макса Планка в Германии, рассказала, что есть четыре вещи, которые мы можем делать, чтобы увеличить продолжительность жизни, независимо от того, где мы живем.