Правительство утвердило цены и порядок финансирования новых самолетов Superjet и МС-21 для «Аэрофлота», 63 штуки которых будут закуплены в течение 2023–2026 гг. При этом власти называют ряд рисков и угроз для реализации проекта.
Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил инвестиционный проект льготного лизинга российских воздушных судов, сообщает РБК. Эти лайнеры будут поставлены в рамках инвестпроекта, соглашение о котором «Аэрофлот» подписал c Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК, входит в «Ростех») в сентябре 2022 года. Оно предусматривает передачу на условиях аренды 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Superjet New и 40 Ту-214 в период с 2023 по 2030 год.
В рамках проекта дочерняя компания «Ростеха» — лизингодатель «Авиакапитал-Сервис» — в течение 2023–2026 гг. купит для «Аэрофлота» 63 лайнера. Среди них 34 Superjet New стоимостью 2,2 млрд руб., 18 МС-21-310 (3,1 млрд руб.) и 11 Ту-214 (3,1 млрд руб). Цены указаны с учетом роста цен на самолеты в течение реализации проекта. Общая стоимость достигнет 175,4 млрд руб.
Среди минусов проекта в постановлении отмечаются высокие эксплуатационные затраты российских самолетов, недостаточно высокий проектный ресурс относительно зарубежных аналогов, ограниченное количество квалифицированного персонала для авиатехники. Осложнять реализацию проекта также будут длительные сроки производства лайнеров, ограничения поставок иностранных компонентов, задержки при сертификации воздушных судов. В пресс-службе «Ростеха» заявили, что указание «слабых сторон» и «рисков» является обязательной частью, но если инвестпроект поддержан, значит, его позитивные эффекты сильнее.
Финансироваться проект будет полностью из Фонда национального благосостояния России (ФНБ). Однако такие средства являются заемными. На эти деньги Минфин купит облигации «Авиакапитал-Сервиса» со ставкой купона 1,5% годовых, основной долг по которым должен быть погашен в течение 18 лет с даты поставки последнего самолета в «Аэрофлот», то есть до начала 2044 года. Первый Superjet New планируется передать «Аэрофлоту» в декабре 2023 года.
Финансирование проекта на 100% из Фонда национального благосостояния — нетипичная ситуация, отмечает гендиректор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова. В качестве подобного исключения можно привести пример строительства участка трассы Казань — Екатеринбург (Дюртюли — Ачит) стоимостью 260,5 млрд руб. , финансируемый почти на 100% из фонда.
Представитель Минэкономразвития отмечает, что полное финансирование проекта из ФНБ позволит не откладывать его. Решение о размере доли финансирования относительно каждого проекта принимается индивидуально, добавил представитель ведомства.
Узнайте больше
В конце декабря стало известно, что «Аэрофлот» выкупил десять иностранных Boeing у зарубежного лизингодателя. В мае авиаперевозчик уже купил восемь самолетов Airbus A330. Пресс-служба компании отметила, что «Аэрофлот» продолжит выкупать авиасуда у лизингодателей.