Новости

Обезьянья оспа: почему ВОЗ объявила чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения международного масштаба

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила ситуацию с обезьяньей оспой чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, вызывающей международную озабоченность. Это произошло после увеличения числа случаев заболевания в Демократической Республике Конго и возможности его дальнейшего распространения. По мнению ВОЗ, ситуация требует принятия скоординированных мер на международном уровне и мобилизации ресурсов для сдерживания распространения этого инфекционного заболевания. Однако речи не идет о пандемии. Скорее, названные меры направлены на предотвращение ее возникновения.

Оспа, известная как обезьянья оспа (англ. Monkeypox, сокращенно Mpox), — это инфекционное заболевание, родственное натуральной оспе. Первые симптомы включают в себя лихорадку, головную боль, опухание лимфатических узлов и боль в мышцах. Затем появляется типичная сыпь, в основном на лице, руках и ногах.

Распространение оспы в некоторых африканских странах заставило Африканский центр по контролю и профилактике заболеваний также объявить чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, представляющую угрозу безопасности на континенте. Это было сделано впервые с момента создания организации в 2017 году. Ситуация в Демократической Республике Конго в центральной Африке вызывает особую тревогу уже более года.

Существуют два типа обезьяньей оспы. Тип II, происходящий из Западной Африки, является менее опасным. Уровень смертности от него составляет до 1% (другими словами, от него умирает примерно один человек из 100). А вот у типа I, происходящего из центральной Африки, смертность достигает 10% (умирает каждый десятый). Это сравнимо с 0,7% смертности для варианта Omicron вируса SARS-CoV-2, который вызывает COVID. В Демократической Республике Конго наблюдаются крупные эпидемии более смертоносного вируса обезьяньей оспы типа I.

Mpox эндемичен в некоторых частях центральной и западной Африки, где вирус существует в организме животных и может распространяться среди людей. С 2017 года вспышки заболевания участились, причем все чаще они передаются от человека к человеку.

Отчасти это связано с очень низким уровнем иммунитета к вирусу mpox, который близок к вирусу, вызывающему оспу. Массовая вакцинация против нее прекратилась более 40 лет назад во всем мире, в результате чего сегодня население обладает минимальным иммунитетом против этого заболевания.

Вирус, о котором сообщила ВОЗ, относится к типу I. Он не только отличается более высоким уровнем смертности, но и имеет новые мутации, которые усиливают его распространение от человека к человеку. Эти изменения, а также отсутствие иммунитета к оспе во всем мире делают население планеты крайне уязвимым.

В 2022 году эпидемия оспы охватила неэндемичные страны, в том числе за пределами Африки. Это был вариант типа II, происходящий из Нигерии. Он передавался половым путем, поражая преимущественно мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами, и имел низкий уровень смертности. Пик эпидемии пришелся на 2022 год, когда вакцины стали доступны для людей из групп риска в странах с высоким уровнем дохода, но в 2024 году произошел подъем заболеваемости.

В то же время в Демократической Республике Конго происходили крупные эпидемии типа I, но им уделялось гораздо меньше внимания. Вакцины там не были доступны даже в 2023 году, когда были зарегистрированы 14 626 случаев заболевания и 654 смерти. Смертность составила 4,5 %, причем среди детей она была выше.

При этом большинство случаев заболевания и смертей от обезьяньей оспы в Конго приходится на детей. Это означает, что заражение там в основном происходит не через половой контакт, а, скорее всего, воздушно-капельным путем или через тесный контакт.

Однако в 2023 году вспышка в неэндемичной части страны, Южном Киву на востоке, как оказалось, была вызвана заражением половым путем, что указывает на наличие более чем одной эпидемии и различных способов передачи в Демократической Республике Конго. К середине 2024 года в стране уже было зарегистрировано больше случаев заболевания, чем за весь 2023 год, — более 15,6 тыс. случаев и 537 смертей.

Возможности диагностики в этой стране невелики, большинство случаев не подтверждается лабораторными исследованиями, а имеющиеся данные получены на основе небольшой выборки геномных последовательностей из региона Камитуга в Южном Киву. За последний месяц вирус распространился на страны, граничащие с Конго, — Руанду и Бурунди.

Он также распространился на другие страны Восточной Африки, такие как Кения и Уганда. Ни в одной из этих стран ранее не было случаев заболевания оспой. В современных условиях случаи заболевания могут распространяться на другие континенты, как это произошло в 2018 году, когда оспа перешла из Нигерии в Великобританию и другие страны. Несколько случаев заболевания в 2018–2019 гг.  могли привести к крупной эпидемии обезьяньей оспы, охватившей несколько стран в 2022 году.

Поскольку вирусы обезьяньей оспы и натуральной оспы родственны (они оба являются ортопоксвирусами), вакцины против оспы обеспечивают защиту от них. Эти же вакцины использовались для борьбы с эпидемией оспы в 2022 году. Однако большая часть населения планеты никогда не была привита и не имеет иммунитета к оспе. Новая вакцина (в некоторых странах она называется Jynneos, в других — Imvamune или Imvanex) эффективна, однако ее поставки ограничены и в Конго эти вакцины в дефиците.

Заявление ВОЗ чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, поможет направить необходимые ресурсы туда, где они необходимы. Африканские центры по контролю за заболеваниями уже начали переговоры о поставке 200 тыс. доз вакцины, что составляет лишь малую часть того, что требуется для борьбы с эпидемией в Конго.

В конечном счете, серьезная эпидемия в любой точке мира вызывает беспокойство, поскольку она может распространиться по всему миру, как это было в случае с пандемией COVID. Необходимо также наблюдение за распространением этой более серьезной формы оспы, учитывая, что многие страны не располагают возможностями для проведения широкомасштабного тестирования. Поэтому для отслеживания эпидемии предстоит полагаться на «подозрительные случаи», основанные на клиническом определении.

Анализ эпидемий, например, с применением искусственного интеллекта для отслеживания тенденций развития сыпи и лихорадки, также может использоваться в странах со слабыми системами здравоохранения или задержками в регистрации случаев заболевания.

Еще одна проблема заключается в том, что 20%-30% людей, заболевших обезьяньей оспой, могут одновременно болеть ветрянкой. Это не связанная с ней инфекцией, которая также вызывает сыпь. Поэтому первоначальный диагноз «ветрянка», который легче проверить, не исключает наличие mpox.

ВОЗ будет координировать глобальные ответные меры на оспу, уделяя особое внимание справедливости в профилактике заболевания и доступу к диагностике и вакцинам. Отдельные страны должны сделать все возможное для соблюдения Международных медико-санитарных правил и протоколов по управлению такими глобальными чрезвычайными ситуациями.

Исследователи обнаружили, что представители поколения X и миллениалы по сравнению с бэби-бумерами подвержены более высокому риску развития 17 из 34 рассматриваемых видов рака, включая лейкемию, рак груди и рак желудка. Миллениалы, родившиеся в 1990 году, в два-три раза чаще заболевают раком поджелудочной железы, почек или тонкого кишечника, чем те, кто родился в 1955 году.