Новости

Оборот теневого рынка онлайн-торговли алкоголем за год вырос на 23%

Фото: iStock

Блокировка сайтов, на которых в обход закона продают алкоголь в интернете, в 2018 году вынудила нарушителей создавать сети «зеркал» (копий веб-страниц) и переезжать на запасные ресурсы. Из-за этого к концу 2018 года оборот теневого рынка онлайн-продажи алкоголя в России достиг 2,1 млрд рублей, увеличившись на 23% по сравнению с 2017 годом, сообщили Inc. в Group-IB (компания предотвращает кибератаки).


С начала 2018 года эксперты Group-IB Brand Protection зафиксировали более 4 тыс. интернет-сайтов, продающих алкоголь в обход российских законов, а также около 3 тыс. связанных с ними ресурсов. Эта группа сайтов позволяет создавать «зеркала» основного магазина, наращивать количество покупателей и менять домен при блокировке оригинального ресурса. В самой большой группе, обнаруженной специалистами по кибербезопасности, находилось 86 связанных доменов. Однако в среднем нарушители используют около 11 сайтов.

По оценке специалистов Brand Protection, в среднем на сайты, продающие алкоголь с доставкой, за день заходит 190 человек (5,7 тыс. в месяц). При конверсии в 0,7% и средней стоимости одной покупки в 1,1 тыс. рублей, каждый месяц 4 тыс. онлайн-магазинов зарабатывают от 174,5 млн рублей.


Андрей Бусаргин

руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB

«Администраторы запрещенных ресурсов начали активно бороться с блокировками не только с помощью регистрации новых сайтов и постоянных «переездов» с домена на домен, но и с помощью различных лазеек в законе. Широко используются схемы продажи сувениров – брелков, магнитов, табачных аксессуаров, в «подарок» к которым привозят спиртное».

Активность нарушителей законодательства подстегивает спрос: в 2018 году интерес аудитории к онлайн-покупке алкоголя увеличился более чем на 35%. В Group-IB отмечают, что в предпраздничные месяцы число запросов на покупку алкоголя в сети увеличивается на 28%. Кроме того, важную роль в незаконном бизнесе играет реклама онлайн-магазинов в Telegram-каналах, добавляют в компании.

В некоторых случаях злоумышленники продают «алкогольные конструкторы» для подделки известных брендов. По оценке компании, один набор из бутылки, этикетки, пробки и фирменной коробки обойдется в 38,5 рублей. А стоимость одной копии акцизной марки составляет 3,83 рубля. В Group-IB указывают, что общие затраты на подделку одной бутылки достигают 74 рубля.

Кроме того, в сети можно приобрести необходимые компоненты для автоматизированной линии по розливу водки, виски, вина или пива. Стоимость подобного мини-завода начинается от 500 тыс. рублей.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews