«Очередной шаг в сторону полного огосударствления экономики». Экономист Константин Сонин — о сделке «Магнита» и ВТБ
На прошлой неделе основатель и совладелец сети магазинов «Магнит» Сергей Галицкий за 138 млрд рублей продал 29,1% компании банку ВТБ. Галицкий уйдет с поста главы компании. О том, что означает покупка одной из крупнейших торговых сетей государственным банком, газете «Ведомости» рассказал экономист Константин Сонин.
Продажа «Магнита» ВТБ (банк становится полноценным владельцем компании, так как других крупных акционеров у «Магнита» нет) выступает очередным сигналом, что российские предприниматели не видят перспектив роста в краткосрочной и среднесрочной перспективах. В случае с «Магнитом» Галицкий не видел возможности улучшить положение на фоне сокращения стоимости акций компании. В этой ситуации важно то, что делает бизнесмен, отмечает Сонин.
Константин Сонин
экономист
«Продает — значит, не видит перспектив роста цены в обозримом будущем. Сегодняшние ограничения для роста всякого бизнеса — прежде всего политические (отсутствие доступа к финансовым рынкам, контрсанкции), а продажа Галицким компании — политический прогноз: никаких изменений к лучшему не предвидится».
Несмотря на то что сумма сделки оказалась ниже стоимости компании на фондовом рынке, приобретение «Магнита» — вызов для ВТБ. Пока не ясно, что способен сделать банк для повышения выручки ретейлера. У ВТБ есть два очевидных пути: попытаться повысить продажи на фоне стагнации в экономике или же сократить издержки (например уволив часть сотрудников). Однако госбанку будет сложно увольнять сотрудников на фоне роста социальной напряженности.
Кроме того, у ВТБ могут возникнуть трудности при выходе из акций, если правительство будет решать политические задачи, добавил Сонин. Так, ретейлера могут использовать для сдерживания цен. Банку придется постараться, чтобы не допустить этого.
В августе прошлого года продовольственный ретейлер «Магнит» открыл три точки «Магнит-Опт», ориентированные на мелкие оптовые продажи. Планировалось, что новый сервис позволит бизнесу покупать товары с финансовой выгодой.