Новые исследования показывают, что низкоуглеводные диеты не только удовлетворяют основные потребности в питании, но и улучшают общее качество питания и результаты в отношении здоровья, бросая вызов предыдущей критике их адекватности в плане питания. Планы питания с низким содержанием углеводов могут обеспечить организм достаточным количеством клетчатки, витаминов и минералов.
За последние 10 лет низкоуглеводные диеты стали в два раза популярнее. Исследования показывают, что принятие низкоуглеводного образа жизни может значительно улучшить общее состояние здоровья и даже помочь контролировать или обратить вспять диабет 2-го типа.
Однако все еще существуют сомнения относительно адекватности этих диет. Критики утверждают, что сокращение потребления углеводов может привести к чрезмерному потреблению белка или жира, а также к недостатку необходимых питательных веществ.
Это заблуждение было развеяно новым исследованием, опубликованным в журнале Frontiers in Nutrition, которое продемонстрировало, что правильно выстроенные схемы питания с низким содержанием углеводов могут удовлетворить, а иногда даже безопасно превзойти потребности людей в питательных веществах.
В исследовании оценивалась адекватность питательных веществ трех различных семидневных планов питания с низким содержанием углеводов: двух кетогенных диет, одна из которых в среднем содержала около 20 г чистых углеводов в день, другая обеспечивала в среднем около 40 г чистых углеводов в день. А также еще одного либерального плана, который содержал в среднем около 100 г чистых углеводов в день.
Чистые углеводы равны общему количеству граммов углеводов за вычетом общего количества граммов потребляемой клетчатки. Все три плана соответствовали общепринятому определению низкоуглеводной диеты, которая включает менее 130 г углеводов в день. Они все безопасно превысили потребности в питательных веществах, таких как витамины A, C, D, E, K, тиамин, рибофлавин, ниацин, фолиевая кислота и витамины B6 и B12, как для мужчин, так и для женщин в возрасте от 31 до 70 лет.
«Многие американцы испытывают трудности с получением необходимых им питательных веществ из типичных продуктов питания, — отмечает соавтор исследования Бет Брэдли. — Наши результаты показывают, что в дополнение к их хорошо зарекомендовавшей себя способности контролировать вес низкоуглеводные модели питания на самом деле могут способствовать повышению качества рациона и устранению критических пробелов в питательных веществах».
Только для определенных подгрупп населения с более высокими потребностями в низкоуглеводных планах питания наблюдался небольшой дефицит некоторых питательных веществ, например железа для молодых женщин и кальция для пожилых людей.
Два плана питания, содержащие 40 г и 100 г чистых углеводов соответственно, также обеспечивали более чем достаточное количество клетчатки для женщин в возрасте от 31 до 70 лет. Учитывая, что низкоуглеводные диеты особенно популярны среди женщин среднего возраста, удовлетворение потребностей этой группы населения в питательных веществах особенно актуально.
«Идея о том, что низкоуглеводная диета должна также содержать мало клетчатки, просто не подтверждается данными, — объясняет доктор Брэдли. — Продукты с высоким содержанием клетчатки на самом деле являются важной частью образа жизни с низким содержанием углеводов, отчасти потому, что выбор продуктов, богатых клетчаткой, может помочь снизить чистое потребление углеводов».
По его словам, некрахмалистые овощи, орехи и семена, а в умеренных количествах даже фрукты с высоким содержанием углеводов, крахмалистые овощи и цельные зерна могут вносить клетчатку в рацион, контролируя общее чистое потребление углеводов, особенно при более либеральном подходе с низким содержанием углеводов.
Хотя все три плана питания с низким содержанием углеводов были выше рекомендуемой суточной нормы (RDA) белка, уровень белка все еще находился в пределах допустимого диапазона распределения макронутриентов 10–35% от суточной калорийности. Другими словами, планы питания обеспечивали больше белка, чем необходимо для предотвращения дефицита, но не избыточное количество, которое можно было бы считать небезопасным.
Хотя в планах питания было меньше насыщенных жиров и натрия по сравнению со средней американской диетой, они также немного превышали рекомендации по насыщенным жирам и натрию. Однако они также предлагали более полезные соотношения омега-6 к омега-3 и натрия к калию.
«Питание часто сложнее, чем просто подсчет данных, которые вы видите в меню или на этикетке продукта, — говорит доктор Брэдли. — Из каких продуктов поступают ваши питательные вещества и как они вписываются в более широкий контекст вашего общего рациона, может играть более важную роль в определении результатов для здоровья».
«Например, лучшее соотношение омега-6 и омега-3 было связано с более низким риском сердечно-сосудистых заболеваний и диабета 2-го типа. И аналогично, более оптимальное соотношение натрия и калия может помочь снизить риск высокого кровяного давления и болезней сердца», — добавил он.
Результаты последних исследований дополняют надежную и растущую базу доказательств, демонстрирующих роль образа жизни с низким содержанием углеводов в поддержании хорошего качества питания, общего благополучия и управления или устранения заболеваний, связанных с питанием.
В то время как некоторые люди, например молодые женщины и пожилые мужчины и женщины, пользуются пищевыми добавками для удовлетворения всех своих индивидуальных потребностей, низкоуглеводная диета обеспечивает прочную питательную основу для здоровья.
Ранее исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско с помощью теста «эпигенетических часов» обнаружили связь между рационом, богатым витаминами, низким содержанием сахаров и более молодым биологическим возрастом на клеточном уровне.