Недавнее исследование, в котором приняли участие более 5 млн учащихся из 58 стран, проанализировало, как вопросы по математике, связанные с деньгами, едой и социальными взаимодействиями, влияют на успеваемость студентов из разных социально-экономических слоев. Результаты показали, что задачи, которые, казалось бы, ближе ученикам с низким социально-экономическим статусом, на самом деле могут привести к ухудшению их успехов по сравнению с более состоятельными сверстниками. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале Science of Learning группы журналов Nature.
Социально-экономический статус — это социальное и экономическое положение человека или семьи в обществе. Он оценивается путем сочетания дохода, уровня образования и рода занятий человека или членов его семьи. Этот статус влияет на многие аспекты жизни, включая доступ к ресурсам и возможностям, что существенно сказывается на результатах обучения.
Дети из семей с более высоким статусом чаще достигают успехов в учебе благодаря лучшим условиям обучения, доступу к дополнительным образовательным ресурсам, стабильному жилью и качественной медицинской помощи. В то время как дети из семей с низким социально-экономическим статусом часто сталкиваются с ограниченными возможностями в образовании, испытывают повышенный уровень стресса из-за повседневных проблем и имеют меньше шансов на углубление и расширение своего учебного процесса.
Исследователи заинтересовались вопросом о возможности уменьшить различия в результативности на математических тестах у детей с разным социально-экономическим статусом путем использования задач, которые ближе к повседневной жизни детей из менее обеспеченных семей. Главная цель исследования заключалась в проверке возможного влияния на уровень успеха в математике у детей с низким социально-экономическим статусом. Ученые проанализировали данные из журнала Trends in International Mathematics and Science Studies (TIMSS) за 2007 и 2011 годы, которые охватывали 58 стран и более 5 млн детей в четвертых и восьмых классах.
Они выделили математические задания, которые посчитали наиболее соответствующими для детей из семей с низким социально-экономическим статусом, такие как задания о деньгах, еде и социальных взаимодействиях. Эти задания были отмечены как «материалы, относящиеся к окружающей среде для людей с низким социально-экономическим статусом». Все остальные задания классифицировались как нейтральные с точки зрения социально-экономического статуса. Затем исследователи провели статистическое сравнение результатов учащихся из разных семей по выполнению этих целевых заданий.
По итогам исследования, дети из семей с самым низким социально-экономическим статусом показали результаты на 16% хуже в восьмом классе и на 18% хуже в четвертом классе по указанным заданиям по сравнению с детьми из семей с самым высоким социально-экономическим статусом. Наибольшее различие в успеваемости проявилось в заданиях о еде, где дети с низким социально-экономическим статусом получили на 22% меньше баллов, и наименьшее — в заданиях о социальных взаимодействиях, где у детей с низким социально-экономическим статусом было на 12% меньше баллов.
Данное исследование показывает, что содержание математических заданий, связанных с повседневными ситуациями, может привести к искажениям результатов тестирования учащихся с низким социально-экономическим статусом. Исследователи отмечают, что важно сохранить значимость этих тем в обучении, одновременно учитывая возможные искажения. А также необходимо разработать специальные подходы для более справедливой оценки знаний и уменьшения негативного влияния социальных факторов на успеваемость.
Новое исследование показывает, что люди склонны к более негативному поведению, когда видят большое различие доходов в обществе. Это может повлиять на уровень доверия и сотрудничества. Неравенство в доходах становится все более актуальной проблемой в мире, и это может вызывать различные проблемы, такие как коррупция и преступность. Важно понимать, как это неравенство влияет на поведение и отношения в повседневной жизни.