Доставка продуктов становится самой быстрорастущей категорией на российском рынке e-commerce. В 2021 году оборот этого бизнеса достигнет 400 млрд руб., а к 2024 году — 1,1 трлн руб., пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Infoline. Почти 90% продаж при этом обеспечат десять крупнейших игроков.
По итогам января — июня 2021 года онлайн-продажи продуктов превысили 50 млрд руб., что в 2,5 раза выше аналогичного показателя прошлого года. Ожидается, что по итогам года оборот рынка вырастет до 400 млрд руб., а к 2024 году — до 1,1 трлн руб. Продукты станут ключевым драйвером роста всего онлайн-рынка, и в результате их доля увеличится с 5,3% до 18,8%, считают в Infoline.
Катализатором развития онлайн-торговли продуктами в 2020 году стала пандемия коронавируса, а одном из ключевых результатов — повышение доверия покупателей, отметили аналитики.
За прошлый год аудитория активных клиентов выросла более чем на 40% и превысила 60 млн человек. По словам гендиректора Infoline Ивана Федякова, компании продолжают активно инвестировать в экспансию в регионы, часть которых показывают результаты, сравнимые с Москвой. Кроме того, растущая инфляция позволяет производителям компенсировать рост себестоимости и наращивать поставки, добавил он.
Около 87% всех заказов сегодня приходится на десять крупнейших игроков (годом ранее было 80%). Лидером рынка по итогам первого полугодия стала X5 Group («Перекресток.Впрок» и сервисы экспресс-доставки), на втором месте — «Сбермаркет», на третьем — «ВкусВилл». Год к году онлайн-оборот компаний вырос на 64,4%, 233% и 437% соответственно. В пятерку лидеров также вошли «Самокат» (его продажи выросли на 419%) и «Яндекс.Лавка» ( рост на 244%).
По словам Федякова, уровень консолидации рынка уже стал предельным и появления новых крупных игроков ждать не стоит. «Для этого нужно показывать очень высокие обороты и работать с небольшой рентабельностью», — объяснил он.
В «Яндексе» согласились, что за последний год продукты питания и товары повседневного спроса (FMCG) были «локомотивами роста» электронной коммерции. Во втором квартале 2021 года FMCG занял 39% в обороте компании, обогнав даже электронику (33%).
Однако в Nielsen считают, что онлайн-ретейлерам в России будет очень непросто достичь двузначной доли рынка в ближайшие два года. Несмотря на впечатляющие результаты прошлого года, в Великобритании доля онлайн-рынка FMGG зафиксировалась на уровне 12%, во Франции — 10%, в Испании — 3%, рассказал изданию руководитель направления онлайн-торговли NielsenIQ Россия Александр Шуркаев.
По его словам, подтолкнуть дальнейшее развитие этой сферы может региональная экспансия сервисов, развитие ассортимента, включая категорию fresh, и запуск доставки алкоголя.