Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Новости

Основатель Basecamp рассказал, как избежать проблем в бизнесе

Сооснователь американской компании Basecamp Джейсон Фрид считает, что предпринимателю проще предотвратить проблему, чем решить ее. Он делится советами, которые помогут построить бизнес и не разрушить его.

По словам Фрида, ему удалось построить бизнес, потому что он заранее знал, как не создавать неприятности. Уже 18 лет он вместе с небольшой командой успешно разрабатывает программное обеспечение и сознательно не расширяет бизнес. Первое, к чему призывает Фрид, — избегать роста. Он считает, что маленькая компания никогда не столкнется с проблемами, из-за которых страдает крупный бизнес. Близость к клиентам, четко отлаженные процессы, простота в управлении — вот то, что помогает Basecamp. Второе — избегать крупных команд. Над каждым проектом в компании работают от одного до трех человек. Так проще следить за рабочим процессом и корректировать его.

Что угодно может требовать больше работы, чем вы думаете, или меньше. Все сводится к компромиссам, ограничениям и тому, как вы выстраиваете работу.

Третий совет касается планирования. Фрид считает, что не нужно заглядывать слишком далеко: обычно работа над проектом в компании длится не больше шести недель, иногда — две недели или несколько дней. Это позволяет сотрудникам не потерять нить и работать эффективнее. Также предприниматель советует не увлекаться планами и обещаниями, которые могут стать «источником головной боли и конфликтов». Кроме того, Фрид не советует зацикливаться на масштабах:


Масштаб! Масштаб! Все сосредоточены на масштабе, мы — нет. Мы стараемся избегать вещей, которые требуют масштабирования для успеха. Мы ищем вещи, которые будут хорошо работать в любом масштабе, маленьком или большом. Для большинства компаний масштаб — синоним фразы «сейчас это не работает, но в конечном итоге будет». Растите в тех условиях, которые есть. Вы скорее будете прибыльными с небольшим количеством реальных клиентов, чем со множеством воображаемых.


Еще одна вещь, которую избегают в Basecamp, — жесткие сроки. Они заставляют сотрудников спешить и нервничать, вместо того чтобы заботиться о качестве. Они следят за графиком, не получая удовольствия от рабочего процесса.

Также Фрид считает огромной проблемой недопонимание. Его легче избежать в небольшой команде, где информация не потеряется и не будет истолкована неправильно.

Из этого следует еще один совет: избегать сотрудничества с крупными компаниями. То, что становится большим проектом для Basecamp, остается небольшой задачей для одного из множества разработчиков компании-гиганта, который вряд ли будет сосредоточен на реализации. Сотрудничество с ними всегда становилось потерей времени и ресурсов.


Может, это странная метафора, но я сравнил бы это с мытьем посуды. Если вы уберете со стола сразу после обеда, вам не придется делать это потом. Вы избежите лишних хлопот. Если вы оставляете грязную посуду, чтобы разобраться с этим потом, вы создаете кучу проблем. Пища засыхает, ее сложнее отмыть. Это может отпугнуть тех, кто собирается иметь с вами дело.


Basecamp создает инструмент, помогающий другим компаниям управлять проектами и задачами. В 2004 году их услугами пользовались всего 45 компаний, к 2017 году их число выросло до 2,6 миллионов.

Советы предпринимателям также давал основатель Gett Дейв Вайсэр. Он призывал тех, кто решил заняться бизнесом, не бояться выходить из зоны комфорта, правильно выбирать мотивацию и быть готовым к огромному объему работы.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России