Новости

Ученые из Кембриджа: 4-дневная рабочая неделя делает сотрудников счастливее, а бизнес — богаче

Согласно крупнейшему в мире эксперименту с четырехдневной неделей в Великобритании, такой график делает сотрудников счастливее, а бизнес — богаче. Исследователи из Кембриджского университета провели обширные интервью с сотрудниками и руководителями до, во время и после испытания.

Сокращение рабочего времени на 20% в неделю привело к тому, что сотрудники брали на 65% меньше больничных и на 57% меньше сотрудников увольнялись, пишет Study Finds. В среднем люди, работающие по четыре дня в неделю, на 71% менее подвержены выгоранию и на 39% менее подвержены стрессу по сравнению с тем, как они себя чувствовали в начале шестимесячного эксперимента.

Выручка компании также увеличивается, правда, в среднем всего на 1,4%. Из 61 британской компании, принявшей участие в пилотной программе, 92% заявили, что планируют сохранить четырехдневную рабочую неделю. А 18 компаний объявили об изменении графика навсегда.

Большинство сотрудников тратили освободившееся в будни время на «жизненные административные» дела, такие как покупки и уборка. Это позволило им качественно отдыхать в субботу и воскресенье. Некоторые смогли больше времени посвящать спорту, готовке и волонтерству.

Другие использовали свободное время, чтобы получить более высокую профессиональную квалификацию. Родители экономили на няне и детском саде благодаря выходному в середине недели.

«Перед испытанием многие задавались вопросом, увидим ли мы увеличение производительности, чтобы компенсировать сокращение рабочего времени, но это именно то, что мы обнаружили», — сказал социолог, профессор Брендан Берчелл, руководивший исследованием. Кембриджский университет сотрудничал с Бостонским колледжем и некоммерческой организацией 4 Day Week Global.

По словам Берчелла, долгие совещания со слишком большим количеством людей в компаниях были сокращены или полностью отменены. Сотрудники сами активно искали технологические способы быть продуктивнее.

В эксперименте участвовали 2,9 тыс. сотрудников интернет-магазинов, компаний-поставщиков финансовых услуг, анимационных студий и даже работников местных fish-and-chip магазинов. Добровольцами также стали консалтинговые, жилищные, IT, косметические, рекрутинговые, маркетинговые компании, а также фирмы в сферах гостиничного бизнеса и здравоохранения.

Респонденты заявили, что с дополнительным выходным им стало легче совмещать работу с семьей и социальными обязательствами: 60% опрошенных считают, что им легче совмещать оплачиваемую работу с домашними делами, а 62% — что их социальная жизнь стала более сбалансированной.

«Когда вы понимаете, что этот день позволил вам расслабиться и отдохнуть и быть готовыми полностью выложиться в следующие четыре дня, вы начинаете понимать, что возвращаться к работе в пятницу было бы действительно неправильно — на самом деле глупо», — сказал генеральный директор консалтинговой компании, участвовавшей в эксперименте.

Чтобы поддерживать целевые показатели производительности, работодатели назначают встречи с более четкой повесткой дня. Компании ввели «периоды сфокусированной работы» без перерывов и изменили правила переписки по электронной почте, чтобы укоротить длинные цепочки сообщений.

Производственные процессы были повторно проанализированы. Команды создали чек-листы для задач на день, которые позволяют эффективно делегировать в случае необходимости и быстро приступать к работе на следующий день.

Авторы исследования обнаружили только два неудачных кейса, связанных с короткой рабочей неделей: в крупной компании, которая увеличила рабочую нагрузку, и в креативной фирме, которой для экономии времени пришлось отказаться от неструктурированного рабочего чата, в котором часто рождались новые идеи для проектов.