Ученые из Института онкологии при Кембриджском университете начали работу по выявлению изменений в клетках за много лет до того, как они превратятся в опухоли. По их словам, это исследование поможет создать принципиально новые способы лечения рака.
Институт онкологии, который только что получил £11 млн от анонимного спонсора, разрабатывает способы борьбы с опухолями до того, как они дадут о себе знать. В исследовании используются недавние открытия, которые показали, что у многих людей развиваются предраковые состояния, которые находятся в состоянии покоя в течение длительного времени.
«Латентный период развития рака может продолжаться годами, иногда десятилетиями, прежде чем болезнь даст о себе знать, — говорит директор института профессор Ребекка Фитцджеральд. — Необходим подход, способный выявить онкологию на ранней стадии и применимый к широкому кругу пациентов».
Одним из примеров является цитогубка, которая была разработана Фицджеральд и ее командой. Ее проглатывают как таблетку, после чего она расширяется в желудке. Затем ее вытягивают вверх, собирая по пути клетки пищевода. Те клетки, которые содержат белок под названием TFF3, который встречается только в предраковых клетках, служат сигналом о том, что пациент подвержен риску рака пищевода и нуждается в наблюдении. Важно отметить, что этот тест прост и может проводиться в широких масштабах.
Еще один из подходов, применяемых институтом, который будет переименован в Институт онкологии Ли Ка-Шина в честь гонконгского филантропа, который поддерживал исследования рака в Кембридже, фокусируется на исследованиях крови. Институт повторно использует образцы, предоставленные женщинами в рамках скрининга на рак яичников. «У нас имеется около 200 тыс. таких образцов, и это настоящая золотая жила», — сказал Джейми Бланделл, руководитель исследовательской группы.
С их помощью ученые выявили изменения, которые отличают образцы тех пациентов, у которых впоследствии был диагностирован рак крови через 10 или даже 20 лет, с теми, у кого таких состояний не развилось. «Мы обнаружили, что генетические изменения в крови человека происходят более чем за десять лет до того, как у него начинают проявляться симптомы лейкемии, — сказал Бланделл. — Это значит, что существует окно возможностей, которое можно использовать, чтобы вмешаться и назначить лечение, которое снизит вероятность развития рака».
Раковые опухоли растут поэтапно, и, выявляя те из них, клетки которых уже начали меняться, можно препятствовать дальнейшему развитию болезни. Решающим моментом является то, что на ранней стадии у врачей есть время, чтобы принять меры и избежать развития и распространения раковых клеток.
Аналогичной стратегии придерживается Харвир Дев, еще один член группы ученых, который исследовал мужчин, которым удалили простату. Его команда в настоящее время разрабатывает биомаркеры, которые обеспечат более совершенные способы выявления пациентов с риском развития рака простаты, одного из самых распространенных видов онкологии в Великобритании. «Наши данные показывают, что эти тесты могут оказаться намного эффективнее, чем существующие», — сказал Дев.
Выявление тех, кто подвержен риску развития рака, например людей с наследственной предрасположенностью к опухолям, станет ключевой частью стратегии института. Кроме того, основное внимание будет уделяться поиску путей снижения риска развития рака, а также обеспечению широкого применения методов лечения.
По словам Фицджеральд, некая женщина в возрасте 80 лет завещала университету £1 млн на исследования рака. «Она прожила до 100 лет и умерла совсем недавно, поэтому мы только сейчас получили это пожертвование. Мы хотим понять, почему одни живут до глубокой старости, а другие заболевают раком, чтобы больше людей могли жить так же долго, как она».
Ранее стало известно, что крупнейшая британская фармакологическая компания AstraZeneca приобретет канадскую Fusion Pharmaceuticals, специализирующуюся на методах лечения онкологических заболеваний нового поколения, за $2,4 млрд. Компания разрабатывает радиоконъюгаты нового поколения, предлагающие альтернативу химиотерапии и лучевой терапии и ставшие в последние годы новым методом лечения, который доставляет радиоактивный изотоп непосредственно в раковые клетки путем точного таргетирования с помощью таких молекул, как антитела, пептиды или малые молекулы.