Одним из способов наказания для иностранных IT-компаний, которые откажутся открывать свои представительства в России, будет специальная пометка в поисковиках о нарушении законодательства. Об этом «Коммерсанту» рассказал глава Комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.
Хинштейн сказал, что такая мера предусмотрена в готовящемся законопроекте о «приземлении» иностранных онлайн-сервисов. «Смысл в том, чтобы человек сразу получал информацию о том, что ресурс нарушает законодательство. Дальше выбор человека, хочет ли он пользоваться этим ресурсом», — пояснил он.
Сегодня, 21 мая, законопроект внесли в Госдуму, а принять его планируют до конца весенней сессии. Он обяжет крупные технологические компании с ежедневной аудиторией от 500 тыс. человек открывать официальные представительства в России.
Среди других мер воздействия на иностранные IT-компании — запрет на распространение рекламы как об интернет-ресурсе, так и на нем самом. Кроме того, депутаты запретят проведение платежей в адрес ресурса и сбор и передачу персональных данных россиян за границу.
Павел Шинкаренко,
CEO и основатель сервиса Solar Staff
«Исполнение подобных ограничений транснациональной компанией — большой корпоративный риск, с которым могут не согласиться инвесторы. Более того, решение следовать российскому законотворчеству может привести к тому, что другие страны адаптируют российский опыт. Это несёт риск потери аудиторий и дохода компании, которые больше российского рынка. […] Вряд ли обязательство открывать официальное представительство на территории России вынудит подобные компании уйти с российского рынка. Однако подобные действия создадут больше барьеров и в первую очередь вынудят иностранный бизнес проводить платежные операции через зарубежный эквайринг».
С 2017 года проект по маркировке сайтов в выдаче уже развивают Банк России и сами поисковики, пишет «Коммерсант». Так, Mail.ru Group и «Яндекс» выделают специальной галочкой официальные страницы финансовых организаций, в том числе банков и страховщиков.
Законом в России уже предусмотрено несколько требований к поисковикам: они обязаны удалять из выдачи запрещенные сайты, пиратский контент и ссылки в рамках «права на забвение». Google несколько раз штрафовали за то, что он своевременно не удалил из поиска запрещенные в России сайты.
«Яндекс», Mail.ru Group и Rambler отказались от комментариев «Коммерсанту», в Google также не ответили на запрос.
Эксперты опрошенные «Коммерсантом» считают, что новая инициатива не создаст серьезных проблем поисковикам. «Поскольку мы полагаем, что список нарушителей не будет обновляться два раза в день, то технических проблем тут быть не должно», — сказал гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.
С ним согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Я не думаю, что даже потребуется специальный реестр, потому что таких компаний-нарушителей не миллионы».
Казарян добавил, что мера вряд ли будет эффективной, и сравнил ее с предупреждением о вреде курения на пачках сигарет, пишет «Коммерсант». По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, инициатива является популистской: «Заставить вешать ярлыки не проблема, но такие действия выглядят локальными и попадающими в сиюминутную повестку».